Окружающий мир 6 мая 2011

Язык природы

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Составить словарик “языка” природы, который позволит детям и их родителям стать ближе к природе, научиться ее понимать.

ЗАДАЧИ:

* показать важность изучения “языка” природы;
* изучить, знают ли школьники “язык” природы;
* изучить народные приметы, выбрать приметы для словарика;
* найти объяснение и подтверждение примет в научной литературе.


АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ежегодно в результате природных катастроф погибает огромное количество людей. Землетрясения, ураганы, наводнения, извержения вулканов и другие природные стихийные бедствия в считанные минуты разрушают всё вокруг и приводят к человеческим жертвам. По данным ООН, за последние 30 лет произошло более 9 тысяч природных катастроф, в результате которых погибло более двух миллионов человек.

Гибели многих людей можно было избежать, если бы человек был ближе к природе и знал ее “язык”. Это подтверждает следующий пример: знания природных явлений помогли британской девочке не только самой избежать гибели, но и спасти сотни людей от цунами на одном из пляжей Пхукета. Как только вода начала отступать, школьница поведала удивленным родителям, что через несколько минут на берег нагрянет гигантская волна. Расторопные британцы при помощи администрации близлежащего отеля успели эвакуировать отдыхающих, и цунами накрыло абсолютно безлюдный пляж.

Знания о поведении в различных ситуациях животных и растений тоже является важными. Живые организмы обладают очень высокой чувствительностью к природным катастрофам. Ученые насчитывают более 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут предсказывать погоду. Они за несколько дней чувствуют приближение землетрясений, наводнений, ураганов, цунами и пр.

По поведению медуз узнать о начале шторма можно за 20 часов, в то время как морской барометр показывает его приближение только за 2 часа. Индейцы Бразилии всегда заранее знают о наводнении по поведению муравьев. Перед наводнением большие отряды муравьев и термитов покидают свои дома на затопляемых территориях, переселяются на новое место и строят муравейник выше уровня затопления почвы. Предчувствуя цунами слоны кричат и убегают на возвышенности. И таких примеров очень много, ведь все современные приборы являются всего лишь копиями тех, которыми обладают живые организмы. Но к сожалению, люди всё реже наблюдают за природой, и все чаще обращаются к современным приборам. А природу не нужно бояться, нужно просто знать ее “язык”. Моя работа необходима, чтобы познакомить детей и взрослых с “языком” природы.


ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтобы узнать, насколько школьники владеют “языком” природы, я провела опрос среди учеников третьих классов. Всего в опросе участвовали 79 человек. Результаты опроса показали следующее (см. Приложение 1):

* Умение предсказывать погоду, определять стороны света и время по природным признакам считают важным и нужным 76 человек, а 68 человек хотели бы этому научиться.
* Наиболее важным дети считают умение определять стороны света без приборов. Большая часть (55 чел.) утверждают, что умеют это делать, но только 32 человека верно назвали способы.
* Половина опрашиваемых (40 чел.) не умеет определять время без часов, а 29 из них даже не слышали о способах.
* Большая часть учеников (50 чел.) знают народные приметы, но наблюдают за растениями и животными только 35 человек.
* Исследование показывает, что маленькая часть школьников знают и умеют использовать “язык” природы, но многие хотели бы его узнать. Это еще раз показывает, что тема моей работы является актуальной.


НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Наши прадеды с древних времен не только знали и умели применять “язык” природы, но и понимали насколько важно хранить эти знания. Поэтому они передавали их от поколения к поколению в виде устного народного творчества, или так называемых примет. Народные приметы – это многовековые наблюдения человека за животными и растениями, проверенные многократными опытами.

В различной литературе я нашла более 500 народных примет. Но в настоящее время люди знают и используют не больше десятка, и напрасно. Ведь точность народных примет иногда в несколько раз выше точности показаний различных приборов и устройств. Приметы бывают долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные – показывают, каким будет следующее время года. Например: Краткосрочные – предсказывают погоду на несколько дней. Свой словарик природы я составляла на основе народных примет, которые подтверждены научными фактами или личным опытом.


НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕТ

Многим народным приметам находится научное объяснение. В основном это краткосрочные приметы. Наиболее точные предсказания погоды дают растения, которые, в отличие от животных, не имеют возможности спрятаться от дождя, метели, жары или похолодания. Чтобы защитить себя и свои вызревающие семена от резких изменений погоды, растения вынужденно научились в процессе длительной эволюции чутко реагировать на все предстоящие изменения. Причем, часто такая реакция наступает за многие часы от предстоящего изменения погоды. Распознать предстоящие изменения погоды растениям помогают многие факторы: температура, влажность и наэлектризованность воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле. Например, цвет вечерней зари, форма и размер солнечного диска зависят от влажности и температуры воздуха, а венцы вокруг Солнца и Луны, по которым предсказывают ненастье, образуются облаками, которые начинают закрывать собой небо.

Все знают примету: “Ласточки низко летают – будет дождь”. Это связано с поведением насекомых: чувствуя непогоду, они затаиваются в траве, или летают очень низко. Вот ласточки и ловят их над самой землей. В хорошую погоду ласточки охотятся высоко.

Еще одна примета: “Если лягушки вылезли из воды и прыгают по суше – будет дождь”. Это связано с особенностью кожи лягушек. Если воздух сухой – кожа высыхает, поэтому в хорошую погоду они сидят в воде. Перед дождем воздух становится влажным, кожа не пересыхает, поэтому они могут вылезти из воды.

Но существуют и такие приметы, которые до сих пор остаются загадкой для ученых. Большей частью это долгосрочные приметы. Например: чем выше муравейник, тем суровее будет зима; если птицы рано улетают – будет холодная осень. Осенью береза желтеет с верхушки – зима будет ранней.

Но ученые также описывают свои наблюдения и примеры, которых нет среди народных примет. В свой словарик я добавила такие примеры из научной литературы.


ВЫВОДЫ

В наше время мы все больше отдаляемся от природы. В своей работе я показала, что “язык” природы очень важно знать и уметь использовать. Узнавать его нам помогают наблюдения за природой, изучение народных примет и чтение научной литературы. Изучая данную тему, я открыла для себя много нового. Результатом работы стал словарик природы, который представлен в Приложении 2. Он поможет школьникам и их родителям стать ближе к природе, научиться ее понимать и любить.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симаков Ю. Г. Животные анализируют мир.– М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
2. Ушакова О. Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника.– СПб.: Издательский дом “Литера”, 2009.
3. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире.– М.: Ридерз Дайджест, 1997.


Приложение №1. Исследование среди школьников.


Приложение №2. Словарик природы.

Краткосрочный прогноз погоды


Долгосрочный прогноз


Определение сторон света без компаса

* Мох и лишайник растет преимущественно на северной стороне поверхности деревьев, пней, камней и других предметах.
* В жаркую погоду у таких деревьев, как ель и сосна, количество смолы выделяется больше с южной стороны.
* В горах южных районов дуб и сосны растут, как правило, на южных склонах, а ель, пихта и бук на северных.
* Грибы появляются на северной стороне деревьев, а южной их почти не бывает.
* Муравьи, как правило, строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев, пенькой и кустов.
* Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.
* Летом почва возле больших камней более увлажнена с северной стороны, чем с южной.
* Весной и во время зимних оттепелей снег тает сильнее с южной стороны склонов и камней.


Определение времени


АВТОР

Рубцова Полина Николаевна, 10 лет

МОУ СОШ №7 г. Череповец, ул. Красная 5

Комментарии ( 11 )
  • Дашевская Ольга 11 мая 2011, 16:44
    Очень полезная работа. Жаль только, не все лети знают, как выглядят многие из перечисленных растений. Но это уже другая история. А так, работа хорошая.
  • Administrator 11 мая 2011, 16:48
    Ладно дети, думаю, не все взрослые знают эти растения. Городская жизнь как–то не располагает к знакомству с природой. А жаль!
  • Оксана Куприйчук 17 мая 2011, 07:55
    Очень интересная работа. Много полезного и познавательного и для взрослых, и для детей. К растениям можно добавить маленькую фотографию внешнего вида! Молодец!
  • Павел Шиварев 19 мая 2011, 18:06
    Хорошая работа. Цельная. При этом:
    – Актуальность, которую Полина рассматривает она такая очень глобальная И понятно, что в выводах эта актуальность своего места не находит. Сможет ребенок предугадать землетряение опираясь на свой словарик? Нет, а вот попробовать не заблудиться в лесу – да, Более бережно относться к тому, что вокруг нас тоже. Так может актуальность в этом?
    – Еще. Давайте понаблюдаем за одуванчиками, фиалками, картошкой, сфотографируем их в 6 часов в 7 в 12 РЕАЛЬНО посмотрим, когда они откроются, а когда закроются. Может и в табличке будут какие коррективы тогда, а то кочуют эти таблички с сайта на сайт...
    – Очень важно учить ребенка предполагать что то, потому что вот провели мы опрос детей, а что мы думали о том, как они ответят, думали ли мы об этом? Угадали ли мы?
    Тем не менее спасибо и маме и ребенку за работу.
  • Елена Жоголева 20 мая 2011, 19:58
    Да, работа интересная, познавательная. Но вот более информативного характера, информационное исследование. Сразу бросается в глаза помощь, оказанная ребенку. Это очень хорошо – надо поощрять интерес! Но многое Полина ты могла бы сделать и сама. Подумай, какие из примет ты могла бы проверить сама?
  • Administrator 21 мая 2011, 12:14
    – Еще. Давайте понаблюдаем за одуванчиками, фиалками, картошкой, сфотографируем их в 6 часов в 7 в 12 РЕАЛЬНО посмотрим, когда они откроются, а когда закроются. Может и в табличке будут какие коррективы тогда, а то кочуют эти таблички с сайта на сайт...

    Да! Вот только что вернулись с ребенком с прогулки. Сейчас как раз пора цветения одуванчиков. На часах – два часа дня. И я не заметил, чтобы они начали закрываться, как это следует из таблицы. Надо понаблюдать...
  • Лариса Россихина 31 мая 2011, 02:00
    Спасибо за работу! С замечаниями коллег полностью согласна. Очень интересное приложение №2. А вот если бы оно было еще и с картинками...
  • татьяна 29 августа 2011, 17:40
    Мне очень понравилась работа, особенно социологический опрос, проеланна очень большая работа.
  • Елена 31 января 2012, 19:31
    Это интерасная, полезная работа и должна продолжаться. Природу необходимо изучать каждому человеку, т. к. он её часть.
  • Людмила 15 сентября 2013, 10:38
    Голубь это хорошо, а сегодня купались в луже 2 вороны. Где логика.-осенью перед дождём плескаться в воде?
  • Елена 11 февраля 2014, 15:34
    Спасибо за информацию.очень интересно было читать
Ваш комментарий
Кому:

Кому:

Ваше имя:

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Ваш e-mail:

Комментарий:

Комментарий:

 
  гостевые комментарии проверяются модератором