|
|||
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает … |
|||
ВВЕДЕНИЕ Окружающий мир это книга природы, в которой все взаимосвязано. Долгий опыт общения человека с природой позволил уловить десятки знаковых нитей: по весне судят об осени, по зиме – о лете и наоборот. Удивительная эта вещь, народные приметы! В них мудрость веков наблюдений, забота и предупреждение, сотканная вязь прошлого с будущим, надвременье... Внимание погоде по приметам существовало еще с глубокой древности. Некоторые ученые пытались систематизировать и научно объяснить их предсказания (П. Д. Астапенко, М. Н. Власова, А. С. Ермолов, В. И. Маслов, А. Н. Стрижев, А. И. Угрюмов и др.). Одни показывали верность народных примет. Например, с облаками связано выпадение осадков, изменение температуры и влажности воздуха; с ветром переносится воздух (холодный, тёплый, сухой, влажный), туман, облака, пыль и песок; солнечная активность приводит к образованию циклонов и т. д. Другие опровергали достоверность народных примет, считая их устаревшими суевериями, ведь климат от века к веку изменяется. Почему не угасает к ним людской интерес, ведь климат изменился? Мы решили разобраться в наследстве, которое оставил нам народный ум.
Объектом исследования выступают народные приметы погоды. Предметом исследования является надежность народных примет погоды на лето.
Познакомиться с народными приметами погоды. Выбрать народные приметы для предсказания погоды на лето. Осуществить наблюдение за погодой 2009–2010 гг. в г. Архангельске. Определить достоверность предсказаний погоды на лето по народным приметам.
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
Долгий опыт общения человека с природой позволил выделить особые верования. Они сохранились в народных приметах.
Познакомившись с разными народными приметами, мы определили те, которые предсказывают погоду на лето, и разделили их на 4 группы: Сезонные родились в ходе работ и предсказывали будущий урожай: “Зима без снега – лето без хлеба” и др. По временам года связаны с прогнозом на зиму, весну, лето или осень: “Лето бурное – зима с метелями” и др. По месяцам появились в результате совпадений погодных явлений в определенные дни зимы и лета: “Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь” и др. По дням говорят о погоде на ближайшие дни: “Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду” и др. Согласно народным приметам, какой будет погода в летние каникулы можно судить по погоде в зимнее время года, в определенные зимние и летние дни, по осадкам, по количеству снега и т. д. Мы решили составить предсказание погоды на лето и установить достоверность народных примет погоды. С целью предсказания мы выбрали несколько народных примет о погоде на лето из предложенных групп: “Зима малоснежная, морозная – лето сухое, жаркое”, “Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь”, “Если 6 декабря моросил снег и ветер с севера, то 6 июня – дождь и ветер с севера”, “На Самсона дождь – через семь недель то ж”, “28 июля солнце светит особенно ярко”. Согласно наблюдениям и материалам Гидрометеоцентра зима 2009–2010 года в г. Архангельске была достаточно морозная и малоснежная. Народные приметы по зимним месяцам и конкретным дням дали возможность составить предсказание. В летние каникулы нас ожидает жаркая, сухая погода. Кроме того, нас интересовало мнение окружающих о народных приметах на лето. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 2–4 классов и взрослых (всего 30 человек).
Проведенное нами исследование надежности народных примет погоды на лето вызвано их ценностью для человека и возрастающим интересом к живому наблюдению за природой. В результате мы выяснили, что народные приметы это проверенные временем предсказания, основанные на связи между погодными явлениями. Немалая часть из них существует в сознании современного человека. В ходе опытной работы мы определили, что предсказания погоды на лето по народным приметам являются в основном надежными. Метеоцентр “Народные приметы” сохраняет свою значимость в современном климате. Следует отметить, что это не окончательное решение поставленной проблемы. Мы продолжаем наблюдать за надежностью народных примет в 2010–2011 годах и хотим установить, случайны или не случайны результаты проведенного исследования.
1. Астапенко, П. Д. Вопросы о погоде [Текст] / П. Д. Астапенко.– Л.: Гидрометеоиздат, 1982.– С. 19. 2. Власова, М. Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь [Текст] / М. Н. Власова.– СПб.: Азбука, 1998.– 672 с. 3. Ермолов, А. С. Народное погодоведение [Текст] / А. С. Ермолов.– М., 1995.–432 с. 4. Календарь народных погодных примет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gendmig.narod.ru/primety/primety.htm 5. Касперски, К. Энциклопедия примет погоды [Текст] / К. Касперски.– М.: Солон–Пресс, 2003.– 112 с. 6. Кайгородов, Д. Беседы о русском лесе [Текст] / Д. Кайгородов.– М.: Белый город, 2010 г.– 304 с. 7. Маслов, В. М. Сам себе синоптик, или Как определить погоду по приметам [Текст] / В. М. Маслов.– СПб.: ООО “Издательство “Полигон”, 2003.– 30 с. 8. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде [Текст] / Сост. Г. Д. Рыженков.– М. Современник, 1991.–127 с. 9. Погода и климат [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pogoda.ru.net/ 10. Стрижев, А. Н. Календарь русской природы [Текст] / А. Н. Стрижев.– 3–е изд., перераб. М.: Моск. рабочий, 1981.– 224 с. 11. Угрюмов, А. И. По сведениям Гидрометцентра... [Текст]: Занимательная метеорология и прогнозы погоды / А. И. Угрюмов.– СПБ: Гидрометеоиздат, 1994.– 232 с.
Дресвянин Семён ученик 3 “а” класса МОУ “СОШ № 37” г. Архангельска
Садовина Валентина Евгеньевна, учитель начальных классов высшей категории, победитель конкурса лучших учителей Архангельской области 2009 г. Полный текст работы: http://static.livescience.ru/pogoda/pogoda.pdf |
Рассказать друзьям
© | права на опубликованные материалы принадлежат их авторам |
Другие статьи этого раздела
Комментарии ( 9 )
-
Ольга Михеева 22 мая 2011, 13:25 -
Administrator 22 мая 2011, 16:49
На мой взгляд, приметы носят статистический характер, т. е. в большинстве случаев они срабатывают, но не всегда. -
Семён Дресвянин 23 мая 2011, 00:11
Я бы хотел ответить на Ваши вопросы.
В таблице из дневника наблюдений я выбрал один из дней в каждом месяце и показал, что отмечал. Направление и скорость ветра, какие были осадки, какие были облака и ту температуру, которая была у меня на градуснике.
Вы интересуетесь, почему я слелал такой вывод. Я проверял не только свой прогноз, который сделал по примете "Зима малоснежная, морозная – лето сухое, жаркое". Но и еще 4 приметы: "Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь", "Если 6 декабря моросил снег и ветер с севера, то 6 июня – дождь и ветер с севера", "На Самсона дождь – через семь недель то ж", "28 июля солнце светит особенно ярко". Так вот эти 4 приметы полностью подтвердились, а прогноз сбылся наполовину (лето было жаркое, но дождливое). Поэтому я считаю, что народным приметам погоды можно доверять.
Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.
Семён -
Валентина Евгеньевна 23 мая 2011, 00:55
Обучение исследовательской культуре в младшем школьном возрасте строится опытным путем. Ребенок должен сам пройти весь путь исследователя: от наблюдения за живой природой, сопоставления прогнозов и реальной погоды до проверки случайности совпадений в течение нескольких лет. Тот подход, который предлагаете Вы, это путь взрослого опытного человека. Он требует умения работы с информацией, глубокого анализирования. Девятилетнему ребенку это достаточно сложно, да и скучно. Сема идет тем же путем, что и ведущие метеоцентры, причем путь этот Сёма обнаружил САМ. Моя задача учителя и руководителя обучить его указанным умениям в его непосредственном опыте.
Интерес для Семёна заключался именно в собственном наблюдении за погодой. Этот мальчик очень любознательный, начитанный. Он прекрасно рассуждает, доказательно спорит и убеждает, особенно, если пережил это сам. Ведь только работая от истоков, возможно сформировать основу исследовательской культуры. И уже опираясь на нее, использовать различные подходы к изучению проблемы, в том числе и Ваш.
Что касается одного сезона, соглашусь. Однако, в работе заявлено, что это не окончательный вывод. Семён продолжает свое исследование, чтобы установить, случайны или не случайны результаты, почему примета "срабатывает", чей прогноз погоды сбывается чаще – прогноз по радио, телевидению или народные приметы. Это дальнейшая перспектива исследования. На очереди сезон 2010–2011 годов.
Кроме того, он провел обучение по данной проблеме среди одноклассников, чтобы пополнить их знания о народных приметах. Ребята заинтересовались и теперь у Сёмы есть команда единомышленников.
Есть чем гордиться, не правда ли?
С уважением, Садовина Валентина Евгеньевна. -
Administrator 23 мая 2011, 06:51 -
Валентина Евгеньевна 23 мая 2011, 13:15
С уважением, Валентина Евгеньевна. -
Павел Шиварев 30 мая 2011, 01:14 -
Валентина Евгеньевна 30 мая 2011, 17:25
Поясняем, что проблема исследования заключается в попытке разрешения вопроса о возможности или невозможности предсказывать погоду в современном климате по народным приметам. Основная идея решения проблемы состоит в использовании примет в предсказании погоды и их проверке, что и доказывается в результате исследования. Мы не ставили задачу учить примечать, узнавать приметы. Возникает вопрос, что заставило Вас так думать? Если Вы внимательно ознакомитесь с полным текстом работы, то, думается, репродуктивный уровень обнаружите лишь в параграфе № 1.
С уважением, Валентина Евгеньевна -
Павел Шиварев 30 мая 2011, 18:24
Ваш комментарий