|
|||
Книга или планшет с точки зрения микробиологии |
|||
ВведениеТрудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Удивительно, что они настолько малы, что не видны без микроскопа и при этом бывают очень полезными и вредными. Люди сосуществуют с бактериями, и это отражается на их здоровье. Большую часть своей жизни подростки проводят в школе, поэтому в наше время в общеобразовательных заведениях первостепенное внимание уделяется здоровью учащихся. Стремительное развитие технологий проникает в школу, одним из проявлений такой компьютеризации школы стало использование в учебном процессе электронных гаджетов. Но при этом гигиеническим аспектам уделяется меньше всего внимания при рассмотрении данного вопроса. Исследовательская работа была посвящена изучению микроорганизмов в школьной среде с помощью доступных для обучающихся методов исследования. Телефон, планшет укрепились на позиции главного аксессуара в повседневной жизни. Они просты, многофункциональны и удобны в обращении. Но и бумажные учебники – привычны в ежедневном использовании в учебном процессе. Каждый день мобильный телефон и учебники находятся под рукой у школьников и хранят на себе следы повседневной жизни в виде микроорганизмов. Электронные гаджеты являются благоприятным местом пребывания микроорганизмов, так как они часто нагреваются, контактируют с кожей, человек постоянно держит их в грязных руках. Книгу ученики также часто держат в руках, она передаётся от одного ученика к другому, что способствует накоплению различных микроорганизмов, спор грибов. В подтверждение данного факта указывают проведенные исследования в странах Европы и Азии. Результаты этих исследований показали, что 98% мобильных устройств обсеменены микроорганизмами, из них 34% условно-патогенной микрофлорой. На мобильных телефонах и книгах обитают Streptococcus spp., S. aureus, Salmonella spp., E. coli, P. aeruginosa, Acinetobacter spp., Enterococcus spp. и др. На книгах чаще всего можно обнаружить аэробные споры многих грибов, таких как Aspergillus и Alternaria и т.д. Эти микроорганизмы могут вызывать инфекции дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, кожные заболевания. Для здоровых людей вероятность инфицирования данными микроорганизмами очень мала, но в случае ослабления иммунитета или уже имеющегося заболевания имеет место риск получения вторичной инфекции. Постоянно в различных средствах массовой информации упоминаются разные виды бактерий, в рекламных роликах и на прилавках магазинов разные виды товара с надписью “Антибактериальное”. Изучение бактерий, как правило, требует определённых лабораторных условий. Одна из целей исследования – экспериментальным путём в школьных условиях наглядно проследить рост колоний бактерий; самостоятельно изучить микрофлору поверхностей и влияния некоторых доступных антибактериальных средств на неё.
Материалы и методыИсследования проводились в стенах школы. Пробы были взяты с рабочих столов (парт), со страниц учебников и с экранов планшетов. С каждой поверхности бралось по 3 образца. Для работы использовали: Была приготовлена питательная среда на курином бульоне. Для этого: куриное филе варилось (кусочек массой около 50 г) в 1 стакане (250 мл) воды, период варения около 35 минут. Растворили 2 чайные ложки агара (½ чайной ложки на каждую 10-сантиметровую чашку Петри) в горячей воде (240 мл), тщательно размешали и добавили 2 столовые ложки полученного ранее бульона. Перелили полученный раствор в жаропрочную посуду, пригодную для микроволновой печи и поместили в печь. Нагревали до полного растворения агара в течение 1 минуты, не доводя до кипения. Разлили немного охлажденный раствор по чашкам Петри. Выждали 5 минут и поместили их в холодильник до посева бактерий. Следующий этап – взятие проб с грязных поверхностей. Существует два основных способа взятия проб: Затем, использовались очищающие средства. На поверхность парт было нанесено моющее средство FAIRY, после поверхность протиралась одноразовой сухой салфеткой и бралась проба, и так еще 2 раза. Та же самая процедура была проделана и с антибактериальным гелем для рук “ATELIER”. Пробы с поверхности планшетов были взяты по той же схеме, для очищения поверхности использовался теперь только гель для рук “ATELIER”.
Результаты исследованияИсследование поверхности партОбщее количество колоний в чашках Петри со смывов на партах до обработки очищающими и антисептическими средствами составило 57 колоний, кроме этого обнаружено 3 колонии черной плесени и колонии коричневых грибов. Исследование поверхности страниц бумажных учебниковНа смывах со страниц старых учеников (учебники, использовавшиеся несколькими учениками в течение нескольких лет) была обнаружена 71 колония бактерий, 1 колония белой плесени, 1 колония зеленой плесени и 2 колонии черной плесени. Исследование поверхности экранов планшетовНа экранах планшетов до обработки антибактериальным гелем для рук было обнаружено 64 колонии бактерий. Более подробную информацию о выросших колониях можно изучить в таблице и определителе колоний.
ВыводыСогласно полученным в ходе исследования результатам, можно сделать следующие выводы: 1) Поверхности изученных школьных поверхностей (парты, экраны планшетов, страницы учебников) насыщены микроорганизмами, среди которых встречаются грибы (на поверхностях парт и бумажных учебников). Микробиологические исследования школьных поверхностей показали важность использования антибактериальных средств для рук, доступных каждому учащемуся; целесообразность использования в школе электронных носителей информации в качестве обучающего материала с точки зрения гигиены.
Список литературы1. http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1100
Руководитель: Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Гимназия № 1505 г. Москва |
Содержание
Рассказать друзьям
© | права на опубликованные материалы принадлежат их авторам |