|
|||
Гигиеническая оценка условий обучения в школьном здании |
|||
ВведениеАнализ показателей здоровья школьников села Тёплое свидетельствует о том, что 9% учащихся школы страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 15% учащихся имеют проблемы со зрением. Важную роль в профилактике этих заболеваний имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований к воздушному и световому режиму классных комнат, гигиенических требований к воде, полиграфическое качество учебников. Таким образом, является актуальным изучение соответствия санитарно-гигиенических условий обучения в школе установленным нормам. Тема: Гигиеническая оценка условий обучения в Тёпловской школе. Цель: Изучение санитарно-гигиенических условий обучения в Тёпловской школе. Задачи: Объект исследования: Тёпловская школа. Место и время исследований: Липецкая область, Данковский район, Баловневская средняя общеобразовательная школа (филиал с. Тёплое). Исследования проводились в феврале-апреле 2010 года. Предмет исследования: условия физической среды обучения. Методы исследования: наблюдение, измерение, математический анализ.
Методика исследований1. Гигиенический анализ питьевой воды.Для анализа отбирают пробы воды и определяют цвет, прозрачность, запах, наличие посторонних примесей. Для проверки наличия посторонних примесей воду фильтруют. Определение запаха воды осуществляется следующим образом: берут пробу воды, взбалтывают её и, открыв пробку, определяют запах. Для усиления запаха 100 мл исследуемой воды наливают в колбу, накрывают часовым стеклом, подогревают её до 50-60 С, после чего колбу снимают с огня, воду взбалтывают, снимают часовое стекло, определяют характер запаха. В норме вода должна быть чистой, бесцветной, прозрачной, не содержащей посторонних примесей. Определение интенсивности запаха воды:
2. Режим вентиляции.Режим вентиляции помещения определяется отношением площади всех форточек или фрамуг в помещении к площади пола. Для проведения работы с помощью сантиметровой рулетки вычисляют площадь открытых частей окон. Затем определяют площадь пола и режим вентиляции по формуле R=S1/S2, где S1 – площадь форточек; S2 – площадь пола; R – режим вентиляции. В норме режим вентиляции равен 1/50 (0.02).
3. Анализ запылённости кабинетов.Чашки Петри заливают желатином, подкрашенным тушью, и в течение 5 минут оставляют открытыми на горизонтальной поверхности, после чего подсчитывают количество осевших пылинок. Этим способом можно произвести ориентировочный учёт количества пылинок в воздухе. В школе количество пыли определяется в классной комнате перед началом занятий, до и после большой и малой перемен, после занятий. Содержание пыли до начала занятий считают контрольным, с ним сравнивают все последующие данные.
4. Определение светового коэффициента помещения.Световой коэффициент – это отношение стеклянной поверхности окна к площади пола. В классных комнатах это отношение должно быть в пределах 1/4 – 1/5. Для определения площади остекления измеряют площадь всех окон помещения, из которого вычитают 15-20% (оконные переплёты). Определив площадь пола, рассчитывают световой коэффициент – важный гигиенический фактор.
5. Гигиеническая оценка книг.Как известно, школьникам приходится много читать, что требует значительного напряжения и может стать причиной ухудшения зрения. Поэтому большое значение имеют гигиенические условия работы. Нормальная работа зрительного аппарата при чтении зависит от оформления книги и окружающих условий – от освещения учебного места и удалённости предмета. Качество печати в значительной степени зависит от бумаги. Характер поверхности бумаги обуславливает чёткость печати. На шероховатой бумаге буквы получаются неравномерно окрашенными. Бумага должна быть достаточно плотной, не просвечивающей; поверхность – ровной, гладкой и матовой, так как глянцевая бумага создаёт блёсткость; цвет – белый, допустим слегка желтоватый оттенок. Гигиеническая оценка книг осуществляется по параметрам, занесённым в следующую таблицу, в которой также изложены требования:
Результаты исследований
Пояснение: Тёпловская школа имеет П-образную форму и четыре вида кабинетов по их параметрам (площади и ориентации относительно сторон света), поэтому мне потребовалось оценить режим вентиляции только в четырёх кабинетах, чтобы оценить его во всей школе. Кабинетов, аналогичных кабинету биологии – 5 (45,45%), немецкому языку – 2 (18,18%), математике – 2 (18,18%), кабинету русского языка и литературы – 2 (18,18%).
Пояснение: Тёпловская школа имеет П-образную форму и четыре вида кабинетов по их параметрам (площади и ориентации относительно сторон света), поэтому мне потребовалось оценить режим освещения только в четырёх кабинетах, чтобы оценить его во всей школе. Кабинетов, аналогичных кабинету биологии – 5 (45,45%), немецкому языку – 2 (18,18%), математике – 2 (18,18%), кабинету русского языка и литературы – 2 (18,18%).
Результаты гигиенической оценки учебников по разным предметам и рассчитанные на разные классы приведены в следующих таблицах. Оценка производилась по десятибалльной системе.
ВыводыВ процессе изучения санитарно-гигиенических условий обучения в Тёпловской школе, был проведен гигиенический анализ воды, определены режим вентиляции классных комнат, запылённость воздуха в них и световой коэффициент помещений, осуществлена гигиеническая оценка школьных учебников. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: - Проведённый анализ воды показал, что она бесцветная, прозрачная, содержит в небольшом количестве посторонние примеси, имеет очень слабый запах, который обычно незаметен, но обнаруживается привычным наблюдателем; - Исследование режима вентиляции школьных помещений показало, что кабинет биологии соответствует нормативам на 91,75%, немецкого языка – на 76,9%, математики – на 78,75%, кабинет русского языка и литературы – на 116,7%; - Проведя исследование по нахождению светового коэффициента, можно сделать следующие выводы: в кабинете биологии коэффициент меньше нормы и составляет около 78% от нормы, в кабинете немецкого языка около 78,5%, в кабинете математики 80,5%, в кабинете русского языка и литературы немного больше нормы, около 104% от нормы; - Гигиеническая оценка книг показала, что в основном все книги соответствуют требованиям, кроме просвечиваемости: по всем учебникам она оценена в 9 баллов. - Проведя анализ запылённости, можно заметить, что наихудшие результаты в кабинете начальных классов. Это объяснимо, ведь маленькие дети более подвижны. Также отмечу, что в нашей школе ученики 1-4 классов учатся в две смены, поэтому для улучшения условий нужно в этих кабинетах дополнительно мыть полы. А в остальных кабинетах запылённость вполне приемлемая. Проведя гигиеническую оценку условий обучения в Тёпловской школе, её руководству можно посоветовать сделать следующее: - позаботиться об улучшении качества воды; А в остальном – гиенические условия соответствуют нормативам школьных помещений. Спасибо за заботу об учениках и наше счастливое детство!
Библиография1. Данилов С.В. Гигиенические опыты и самонаблюдения // Биология в школе.- 2004. – №2. – С.43-46.
Павловская Кристина Юрьевна
Овчинников Алексей Васильевич
|
Содержание
Рассказать друзьям
© | права на опубликованные материалы принадлежат их авторам |