Здоровье работа - победитель тура "апрель - сентябрь 2012" 12 июля 2012

Экспериментальное обоснование некоторых гигиенических навыков школьников

В формировании высокой санитарной культуры населения, грамотности в вопросах охраны здоровья немаловажную роль играет гигиеническое воспитание. Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки — это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.
Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, а также средства массовой информации. Учащиеся среднего и старшего звена давно знакомы с основными гигиеническими правилами, но следуют им не всегда.


ВВЕДЕНИЕ

В воздухе всегда содержится то или иное количество микроорганизмов. При помощи воздуха происходит их распространение. Воздушным путем могут распространяться патогенные микробы, вызывающие болезни растений животных и человека.
Количество микроорганизмов в 1 куб м воздуха разных мест может достигать следующих размеров: в скотном дворе до 2 млн; в жилых помещениях – 20 тыс; на улицах городов – 5 тыс; в парках – 200; в морском воздухе – 1-2.

Цель

наглядное обоснование необходимости соблюдения школьных гигиенических правил.

Задачи

1. Провести тестирование воздух учебных аудиторий гимназии на микробную обсемененность (до, после уроков и после часового проветривания) седиментационным методом.
2. Исследовать микрофлору кожи рук школьников (сразу после урока физической культуры, после обработки влажной салфеткой и мытья рук с мылом).
3. Пропагандировать соблюдение гигиенических навыков во время учебных занятий.


ИССЛЕДОВАНИЕ

Микрофлора воздуха закрытых помещений более однообразна и относительно стабильна. Среди микроорганизмов доминируют обитатели носоглотки человека, в том числе патогенные виды, попадающие в воздух при кашле, чихании или разговоре. Основной источник загрязнения воздуха патогенными видами — бактерионосители. Уровень микробного загрязнения зависит главным образом от плотности заселения, активности движения людей, санитарного состояния помещения, в том числе пылевой загрязнённости, вентиляции, частоты проветривания, способа уборки, степени освещённости и других условий. Так, регулярные проветривания и влажная уборка помещений снижает обсеменённость воздуха в 30 раз (по сравнению с контрольными помещениями). Самоочищения воздуха закрытых помещений не происходит.
В странах с холодным климатом естественным является желание сэкономить энергию, поубавив с наступлением холодов вентиляцию, чтобы только поддерживать качество воздуха в помещении на минимально приемлемом уровне. За последние 20 лет в экономически развитых странах мира вдвое чаще стали отмечаться аллергические реакции и случаи заболевания астмой. Это заболевание становится одной из важнейших проблем здравоохранения. Требуются огромные средства на лекарства, уход за больными и компенсацию временной нетрудоспособности. Высказываются гипотезы, что главной причиной этой проблемы является ухудшение качества воздуха в жилых помещениях. Рост тарифов на энергию и, в особенности, на электроэнергию, масштабные кампании по стимулированию энергосбережения ведут к утеплению и “герметизации” жилищ при одновременном снижении расходов на вентиляцию.
Исследования, проведенные в Дании и Швеции, показали четкую зависимость производительности типичного конторского труда от качества воздуха. Та же проблема существует и в школах, где качество воздуха зачастую не очень высокое.

Микрофлора воздуха закрытых помещений

Воздух является средой, в которой микроорганизмы не способны размножаться, что обусловлено отсутствием питательных веществ и недостатком влаги. Жизнеспособность микроорганизмов в воздухе обеспечивают взвешенные частицы воды, слизи, пыли, кусочки почвы и т. д. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений значительно различаются по количественному и качественному составу микрофлоры. Бактериальная обсемененность жилых помещений иногда превышает обсемененность атмосферного воздуха, в том числе и патогенными микроорганизмами, попадающими в воздух от больных людей, животных и бактерионосителей. Микрофлору воздуха условно разделяют на резидентную (более часто обнаруживаемую) и временную (обнаруживаемую изредка).
Постоянная микрофлора воздуха формируется за счет почвенных организмов, относительно регулярно в ее состав входят Micrococcus roseus, M. flavus, M. candicans, Sarcina flava, S. Alba, S. Rosea, Bacillus subtilis, B. Mycoides, B. Mesentericus, все виды Actinomyces, Penicillium, Aspergillus, Mucor и др.
Временная микрофлора воздуха также формируется преимущественно за счет микроорганизмов почвы, а также за счет видов, поступающих с поверхности водоемов.
Микрофлора воздуха весьма динамична и подвергается непрерывному обновлению Насыщение воздуха аудиторий гимназии микроорганизмами происходит в основном капельным путем в составе аэрозоля, образующегося при разговоре, кашле, чихании, а так же вносится с грязной обувью. Опрос о необходимости ношения сменной обуви показал, что в основном учащиеся знают, почему в гимназии необходимо переобуваться.



С наступлением слякотного времени года проблема промокших ног становится актуальной практически у каждого учителя, родителя и учащегося. Осенняя и зимняя обувь очень долго сохнет естественным способом, а ношение мокрой обуви приводит не только к переохлаждению и простудным заболеваниям, но и развитию грибковых микроорганизмов. Влажная и тёплая среда идеальна для грибка, который поражает кожу стоп и приводит к неэстетичным и опасным изменениям во внешнем облике стопы и появлению неприятного запаха. Весомый аргумент в пользу ношения “сменки”.

Методика проведения эксперимента по выявлению общей микробной обсемененности воздуха

Материал для исследования: воздух помещений.
Метод: седиментационный.
Результат: дается информация об отсутствии или наличии в воздухе патогенных микроорганизмов.

Седиментационный метод (чашечный метод) является наиболее простым методом для изучения микрофлоры воздуха, хотя не обладает большой точностью. Если применять чашки одного диаметра при одном сроке экспозиции, то этот метод может быть использован для получения сравнительных данных по бактериальному загрязнению воздуха. Техника этого метода заключается в следующем. Чашки Петри с застывшим агаром выставляют в открытом виде на разных высотах в помещении на различные сроки (от 15 минут до 1,5 часов). Затем чашки закрывают и ставят в термостат. Инкубацию посевов производят в течение 24 часов. За сутки в термостате каждая бактерия дает целую колонию, подсчет колоний позволяет оценить микробную загрязненность воздуха.
Для пересчёта количества микробов на 1 м3 пользуются формулой Омелянского, который считал, что в течение 10 – минутной экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха (1:100 м3). Им была составлена соответствующая таблица расчёта, пользуясь которой можно высчитать общее количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха.

Расчёт числа микробов в 1 м3 воздуха по Омелянскому.



Вычисление содержания микробов в 1 м3 воздуха учебных аудиторий гимназии



Для большей наглядности в один и тот же день были взяты пробы из учебной аудитории до уроков (после выходного дня), после первого урока, после второго урока, после шестого урока, после уборки и проветривания.







Микрофлора кожи человека

Кожа повсеместно и довольно обильно заселена бактериями и грибами. Постоянными обитателями кожи являются аэробные и анаэробные, липофильные и нелипофильные бактерии и дрожжеподобные грибы, фекальные стрептококки, кишечная палочка и многие другие. Состав микрофлоры кожи зависит от возраста, степени оволосения, влажности, температуры, кислотности, профессии, гигиенического содержания кожи, кожных и общих заболеваний (диабет, желтуха, уремия, лейкемия). Существенное влияние на состав кожной микрофлоры оказывают пребывание в больничных стационарах (колонизация больничными вариантами бактерий), продолжительное применение антисептиков, кортикостероидов.
Кожа неравномерно заселена микробами. На поверхности и под первым и вторым слоями ороговевшего эпителия их много. Также много микробов в устьях волосяных фолликулов. Встречаются микробы в волосяных фолликулах. В потовых и сальных железах микробов обычно нет из-за антибактериальной активности жирных кислот и молочной кислоты. Распределение микробов на поверхности кожи также неоднородно. Обильно заселены влажные и покрытые волосами участки (промежность, паховые складки, подмышечные ямки, межпальцевые промежутки ног, концевые фаланги рук). Повышенное число микробов содержится на сальных участках (лицо, грудь, спина, волосяной покров).
Нормальная микрофлора кожи выполняет защитную функцию, угнетая жизнедеятельность заносных патогенных и условно-патогенных микробов. Вместе с тем кожа может служить источником экзогенной инфекции и аутоинфекции (болезней, вызванных собственной условно-патогенной микробной флорой, которая приобретает болезнетворные свойства при неблагоприятных для организма условиях). Особенно опасной в этом отношении является микрофлора рук и промежности, часто содержащая стафилококки и энтеробактерии (большое семейство бактерий, включающее в себя такие известные патогены как: сальмонелла, кишечная палочка, чумная палочка). На стопах и межпальцевых промежутках ног нередко в большом количестве находятся грибы, вызывающие дерматомикозы, которые с обувью передаются другим лицам. Скопление микробов на влажных участках может служить причиной дурного запаха.

Микробиологи из Национального института здоровья в США провели перепись видов бактерий, проживающих на поверхности человеческой кожи. Их исследование позволило впервые составить подробную карту, показывающую распространенность микроорганизмов на теле человека.
Доклад американских ученых был опубликован в журнале “Science”. В ходе исследования они соскребали чешуйки кожи с 20 различных областей тела 10 человек. Перед этим участников эксперимента просили мыться обычным (не антибактериальным) мылом на протяжении недели – чтобы получить картину, характерную для среднестатистического здорового человека. Такие пробы делались медиками и раньше, но исследователи пошли дальше, использовав метод анализа генетического материала собранных ими бактерий.
Метод анализа так называемой рибосомальной РНК позволил определить, какие группы бактерий встретились ученым. Кроме того, таким образом удалось найти представителей 19 различных типов бактерий.
Термин “тип” в биологической систематике соответствует очень крупной группе, объединяющей самые разные организмы. Человек и камбала относятся к одному типу, и обнаружение 19 типов бактерий из 27 существующих свидетельствует о высоком разнообразии микрофлоры кожи. Для удобства ученые предложили разделить участки кожи на три типа: влажные, жирные и сухие. На жирных участках кожи (брови, крылья носа) биологи обнаружили меньше всего различных видов бактерий: несмотря на то, что именно на таких участках обитают вызывающие развитие угревой сыпи микроорганизмы.
Влажные участки кожи – это полость носа, область между пальцами и подмышки. Именно влажные области – идеальная экосистема для развития всех видов бактерий, по разнообразию и заселенности исследователи сравнили такие участки с тропическими лесами.
На сухих участках кожи (верхняя сторона ладони и ягодицы), как считают ученые, бактериям жить не очень “нравится”: самым непригодным для жизни микробов участком исследователи признали кожу за ушами. Необходимо помнить, что чем старше становится ребенок, тем больше бактерий начинает развиваться на его коже.

Методика проведения опыта по выявлению микроорганизмов на поверхности кожи

Материал для исследования – кожа рук.
Оборудование и материалы: емкости с плотной питательной средой.
Результат: сведения о количестве бактерий на пальцах рук.

Посев производится в 3 чашки Петри следующим образом: слегка приоткрывается крышка чашки и подушечкой пальца руки делаются легкие отпечатки на поверхности среды после занятия в спортзале, после обработки рук влажной салфеткой, после мытья рук с мылом. Прикасаться к среде надлежит осторожно, так чтобы не продавить её.
Через 2–5 суток осматриваем ёмкости и сравниваем количество и разнообразие колоний микробов, выросших из отпечатков пальцев.


Тестирование на микробную загрязненность кожи рук до уроков



Тестирование на микробную загрязненность кожи рук после урока физкультуры



Тестирование на микробную загрязненность кожи рук после обработки влажной салфеткой



Тестирование на микробную загрязненность кожи рук после мытья холодной водой с мылом



Отпечаток пальца имеет площадь около 1 см2. Площадь ладони составляет около 150 см2 (собственные подсчеты). Зная число проросших колоний, можем предположить, сколько всего микробов может находиться на одной руке школьника.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Цель работы достигнута – микробиологические эксперименты наглядно демонстрируют необходимость соблюдения таких гигиенических правил, как ношение сменной обуви, необходимость качественных влажных уборок и регулярного проветривания, мытья рук в течение учебного дня после уроков физической культуры, после посещения туалета, перед приемом пищи. Результаты исследования доведены до сведения гимназистов, размещены на сайте гимназии, а также могут использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.

Автор
Мамаева Дарья
член НОУ “Сократ”, учащаяся 9 б класса.

Руководитель
Топчиева Ирина Владимировна
учитель биологии высшей квалификационной категории


Ленинградский район
МОУ, гимназия станицы Ленинградской


текст работы: http://static.livescience.ru/gigiena/gigiena.pdf

Комментарии ( 12 )
  • Алексей 13 июля 2012, 12:43
    Очень разумно поставленная и выполненная работа, позволяющая школьникам познакомиться с основами микробиологии. Однако с моей точки зрения не менее важно было бы привлечь внимание детей к необходимости дышать чистым воздухом. У нас в России (из-за нашего климата) сложилась традиция и привычка по возможности затыкать все дырки и жить в духоте, панически бояться сквозняков, и т.п. Отсюда наша вечная проблема духоты в классах, на всяческих собраниях, залах ожидания, в поездах и прочих местах скопления людей. Конечно для постановки подобного исследования нужен газовый анализ - это трудно организовать, но в этом направлении стоило бы подумать!
    проф. А. Ф. Бочков
  • Ирина Топчиева 15 июля 2012, 11:40
    Спасибо за мнение! Но читатель не знает о том, что наше образовательное учреждение, расположенное в старинном и совершенно нетиповом здании, не располагает собственной столовой. Поэтому гимназисты дышат воздухом, совершая ежедневные пешие прогулки минут по 20 до кафе, где организовано питание.
  • Ирина Топчиева 15 июля 2012, 11:45
    Добавлю о газовых анализаторах. Осенью прошлого года в ВДЦ "Орленок" преподаватели гидромета из Туапсе презентовали прибор для анализа газового состава воздуха "Пчелка-У". КАКАЯ ПРЕЛЕСТЬ!!! Но........... стоит около 15000. Мой директор не выделит! Обидно.
  • Ирина 16 июля 2012, 17:09
    Проведена интересная исследовательская работа. Четко сформулированы цель и задачи. Цели своего исследования вы бесспорно достигли, проделав при этом огромную работу. Большим плюсом является то, что вы приобрели не только новые знания, но и опыт, который ярко продемонстрировали опытами
  • Наталия 22 июля 2012, 16:28
    Действительно, детские исследовательские работы страдают тем, что цели и задачи часто не соответствуют содержанию. В данной работе эта проблема отсутствует. Я бы добавила опрос школьников после ознакомления с результатами проекта. Было бы интересно узнать, изменилось ли их отношение к поднятой проблеме. Но в целом понравилось, не оторвано от жизни, доступно для понимания, имеет практическое значение.
  • Андрей Вячеславович 22 июля 2012, 16:58
    С учебными аудиториями все ясно, хотя после влажной уборки микробов многовато. Мне было бы интересно узнать, а как обстоят дела в спортзалах с микробной загрязненностью в течение учебного дня. Уроков физкультуры-то стало больше, а микробов в спортзалах тоже? Не получим ли мы обратный эффект?
  • Administrator 4 сентября 2012, 13:47
    По поводу спортзалов: с точки зрения здравого смысла надо делать разрыв в списке уроков физкультуры, когда спортзал проветривается и, в идеале, делается минимальная уборка. Думаю, это должно планировать руководство школы.
  • Ирина Топчиева 4 сентября 2012, 22:28
    Утопизм жив!!! Три урока физкультуры в неделю привели к ещё большей загруженности спортивных залов, жаль, что страна не имеет представления о наших проблемах. sad
  • Надежда 18 сентября 2012, 10:14
    Ирина, здравствуйте!
    Работа очень понравилась. Просто, ясно, доказательно.
    Можно ли мне использовать Вашу работу и повторить с детьми эксперименты? Ссылка на оригинальный сайт будет непременно.
    Буду весьма признательна за дополнения и подсказки.
    С уважением, Ерисова Надежда Ивановна.
    г. Копейск, Челябинской обл. МОУСОШ №6
  • Ирина Топчиева 23 сентября 2012, 15:51
    Здравствуйте, Надежда! Пользуйтесь, пожалуйста. Спустя некоторое время пришла идея дополнить исследования в этой области, объявив борьбу не только нежеланию мыть руки, но и детским привычкам тащить руки, ручки и карандаши в рот, наивреднейшей привычке грызть ногти. Методик пока не разрабатывала, думаю, что проведу исследования с детьми 5 - 6 классов, а начнем с анкетирования.
  • Надежда 23 июня 2013, 17:41
    Спасибо вам! Работа вызывает искреннее уважение. По заданию руководителя отделения пишу методичку по санитарно-гигиеническим навыкам. Посмотрела всё: книги, диссертации, дипломы. Общее впечатление болота - голые лозунги, слова "должен" и "обязан". У вас нашла реальный метод работы с подростками, опирающийся на их психологические особенности, на возможность реализации потребности в самостоятельном исследовании, на формирование устойчивой мотивации и внутреннего контроля. Обязательно сошлюсь на авторов этой прекрасной работы. Еще раз спасибо! (ст. научн. сотр., НЦЗД РАМН)
  • Ирина Топчиева 24 июня 2013, 09:59
    Как приятно!!! Такая высокая оценка.
Ваш комментарий
Кому:

Кому:

Ваше имя:

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Ваш e-mail:

Комментарий:

Комментарий:

 
  гостевые комментарии проверяются модератором