Биология 3 ноября 2016

Биологические методы борьбы с колорадским жуком и озимой совкой

Введение

С 2009 года обучающиеся нашей школы ведут исследовательскую работу по изучению картофеля. Результатом этой деятельности было представление исследовательских работ на конкурсах “Юннат 2009” (”Выбираем лучшие сорта картофеля Тамбовской области”, автор Савичева Ольга), “Юннат 2010” (”Как сохранить картофель до следующего урожая”, автор Ожерельев Дмитрий), “Юннат 2011” (”Количество посадочного материала для картофеля”, автор Наседкина Анастасия).

Лето 2013 года мы решили посвятить изучению проблемы поражаемости картофеля колорадским жуком и озимой совкой. Эту учебно-опытническую работу провели обучающиеся 8 класса филиал МБОУ “Первомайская СОШ” в с. Старокленское Дегтярева Юлия и Ожерельева Анастасия.


Цель и задачи

Какие биологические методы следует применять для борьбы с колорадским жуком и озимой совкой.


Актуальность

Тамбовская область – область сельскохозяйственная. Здесь издавна выращивались зерновые, плодовые, ягодные культуры: картофель, подсолнечник и т.д.
На этом фоне особенно выделяется картофель, недаром в городе Москве большой популярностью пользуется именно тамбовский картофель. Первомайский район является форпостом Тамбовской области, и именно здесь картофель является первой культурой.

Поэтому проблемы, связанные с возделыванием этой культуры, у нас очень актуальны. Одной из таких проблем является повреждение картофеля колорадским жуком и озимой совкой, из-за чего происходит большое снижение урожая.


Обзор литературных источников

Колорадский жук

Колорадский жук является объектом внешнего растительного карантина.

Взрослые жуки короткоовальные, сильно выпуклой формы. Имеют блестящую желтую окраску с темными пятнами на голове и переднеспинке. Вдоль каждого из надкрылий проходит пять узких черных полос. Основание надкрылий окаймлено черным ободком. Длина жука – 7-12 мм, ширина 4,5-8 мм.

Личинки и взрослые жуки объедают листья, а при большой численности вредителя – черешки и молодые части стебля. Жуки и куколки могут находиться на растениях и в почве, личинки – на растениях (Воловик А.С., Шмыгля В.А. Болезни и вредители картофеля // М., Россельхозиздат, 1974, стр. 106-107).

Озимая совка

Окраска бабочки изменяется от светло–бурой до чёрной. Размах крыльев 35-45 мм.

Гусеницы первого возраста – светлые, более поздних возрастов – землисто-серые, матовые или глянцевые. Длина их 50-52 мм. На спине и по бокам тёмные узкие полоски. Ног 8 пар.

Гусеницы повреждают 50 видов растений. У картофеля подгрызают стебель на уровне почвы или несколько ниже. Выгрызают полости в клубнях. Повреждённые клубни часто загнивают (Воловик А.С., Шмыгля В.А. Болезни и вредители картофеля // М., Россельхозиздат, 1974, стр.115).


Место и сроки проведения

1. УОУ филиала МБОУ “Первомайская СОШ” в с. Старокленское
2. Поля частного хозяйства
3. Срок проведения апрель-июль 2013 года


Характеристика почвенно-климатических условий района

Район расположен в лесостепной зоне с умеренно континентальным климатом. Главное богатство – плодородные чернозёмные почвы. Природно-климатические условия наиболее благоприятны для возделывания зерновых культур картофеля. Среднегодовое количество осадков 400-650 мм. Средняя температура января -10 C; средняя температура июля 20 C. УОУ (учебно-опытнический участок) был основан в 1968 г. и имеет площадь 0,5 га; под картофелем в 2013 – 10 соток.


Методика опыта

Работа проводилась на УОУ и на поле частного хозяйства.

Для опытов взяли по 50 кустов на 4 грядках, на каждом участке. Сорт один – Жуковский. Мы взяли этот сорт из-за того, что он ранний и выбирается раньше всех, что важно для нашей работы. Картофель посадили в конце апреля. На трёх грядках применялись биологические методы борьбы, четвёртая оставалась без биологических методов и химических обработок (контроль).

По колорадскому жуку:

1 грядка – посадка с древесной золой
2 грядка – посев в междурядья укропа
3 грядка – сбор жуков вручную
4 грядка – контроль

По озимой совке:

1 грядка – постоянная прополка
2 грядка – приманки из свекловичной ботвы
3 грядка – привлечение бабочек светом (фонарь)
4 грядка – контроль

Результаты рассчитываются от количества жуков и совок на четвёртой грядке, принятой за 100%.


Полученные результаты опытов


Уборка состоялось 7 июля

По колорадскому жуку:

Таблица №1. Процент количества личинок на кустах с внесением древесной золы (два участка).


Таблица №2. Процент количества личинок жуков (где в междурядья посеян укроп).


Таблица №3. Процент количества личинок жуков (сбор вручную).


Таблица №4. Среднее количество личинок (в штуках) на 4 грядке.


По совке:

Таблица №5. Процент пораненных клубней озимой совкой после уборки в процентах.


Выводы

Исходя из нашей учебно-опытнической работы по колорадскому жуку, можно сделать вывод, что меньший процент количество личинок находился на кустах, где сбор осуществлялся вручную, а больше всего, где в междурядья сеялся укроп.

Что касается озимой совки, то самое меньшее поражение получили клубни, в грядках которых велась постоянная прополка, больше, где в грядках находилось приманка – свекловичная ботва, однако это в 6 и 3 раза соответственно меньше, чем в грядках без биологических и химических обработок.

Из этого следует, что против колорадского жука лучший биологический метод – это сбор личинок вручную, а против озимой совки – это чистота посадок.


Заключение

Особую благодарность выражаем Ожерельеву Дмитрию, студенту 3 курса Института математики, физики и информатики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина за большую помощь в написание работы.

Так как биологические методы больше всего применяются на не больших площадях, то на следующий год учебно-опытническую работу мы хотели бы посвятить химическому анализу клубней картофеля после биологических и химических обработок.


Список используемой литературы

1) Биология, 6 класс. Пасечник П. В., М., Дрофа, 2008 г.
2) Журнал “Секреты большого урожая” ООО “Росчерк”, г. Минск.
3) Азбука овощевода. Изд. Наука. 1993.
4) Журнал ” Картофелеводство” № 7-9 2008 г.
5) Воловик А.С., Шмыгля В.А. Болезни и вредители картофеля // М., Россельхозиздат, 1974.


Исполнители: обучающиеся 8 класса Дегтярева Юлия и Ожерельева Анастасия

Руководитель: Зубцов Владимир Серафимович

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Первомайская средняя общеобразовательная школа”
в селе Старокленское

Комментарии ( 5 )
  • игорь 8 января 2017, 22:27
    При опрыскивании картофеля ввести в струю воды элетропотенциал от источника напряжения а второй вывод соединить с землей куда вода попадает там и появляется ток поражающий личинки
  • игорь 8 января 2017, 22:29
    уничтожать переменным напряжением которое доставляется водой которая расприскивается над кустами картофеля
  • Administrator 9 января 2017, 06:19
    Игорь, методика уничтожения электрическим током проверена экспериментально?
  • игорь 9 января 2017, 17:27
    Вы у себя и проверите электрический ток переменной частоты негативно влияет на живые организмы необязательно уничтожить сразу а можно сбить жизненый ритм что приведет к ослаблению организма(колорада)попутно проверите как на урожайность картофеля такая стимуляция напряжением влияет.Проблему жуков надо обойти например 1сдвинув время всходов картофеля раньше масового выхода жуков 2применением ловушек весной которые понизят количество перезимовавших особей и следовательно количество отложения яиц осенью понизить чисельность уходящих на зимовку
  • игорь 9 января 2017, 17:44
    слышал что применяют всасывающие пылесосы вкдь задача не стоит уничтожить на все сто процентов а на приемлемый уровень
Ваш комментарий
Кому:

Кому:

Ваше имя:

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Ваш e-mail:

Комментарий:

Комментарий:

 
  гостевые комментарии проверяются модератором