|
|||
Изучение природных явлений: изменение атмосферного давления, приближение дождя |
|||
“О сколько нам открытий чудных
Я не зря взял эпитетом строчки великого русского поэта А. С. Пушкина, ведь изучение большинства наук невозможно без постановки опытов. Я выбрал два явления природы: Вокруг нашего земного шара находится атмосфера. Атмосфера – это смесь различных газов, в основном азота (78%) и кислорода (21%). Атмосфера давит на поверхность Земли [1,2]. Но влияние (давление) атмосферы нельзя увидеть глазами. Мы его можем только почувствовать при изменении состояния нашего здоровья. А как не просто человеку понять и изучить то, что нельзя увидеть. В этом может помочь прибор – барометр. Он измеряет атмосферное давление. Но современные барометры очень сложны и показывают цифровые изменения атмосферы. Я сконструировал макет самого простого барометра. Он позволяет увидеть воздействие атмосферного давление на мембрану прибора и делает это явление из невидимого, вполне реальным (видимым). Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Из всего количества воды 1% находится в атмосфере, 97% в океанах, а остальная часть в реках, озерах и ледниках. Под воздействием солнечного тепла вода испаряется и поднимается в воздух. Воздух содержит этот невидимый водяной пар. Количество водяного пара в воздухе характеризуется показателем влажности. Поднимаясь вверх, водяной пар охлаждается и собирается в крошечные капельки воды, образуя облака. Когда капли становятся достаточно большими, они выпадают в виде осадков (дождя или снега). Чем выше влажность, тем больше вероятность формирования облака и выпадение осадков [2]. Значит, установив опытным путём, повышение влажности в атмосфере, мы сможем предсказывать выпадение дождя. Я собрал прибор “Определитель дождя”, основанный на использовании эффекта влажности в атмосфере. Постановка опытов очень увлекательное занятие. Все проведенные мною опыты просты и проводятся с выполнением техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты в домашних условиях, особенно впервые. Я описываю предварительную подготовку и стадии выполнения, что позволяет в дальнейшем аккуратно обращаться с предметами и правильно организовывать план своей работы. Помимо изучаемых явлений природы, в этих опытах можно параллельно познакомиться с законами физики (электричество) и приобрести технические навыки (паять, собирать электрическую цепь, работать отвёрткой). Это всегда пригодиться мужчине. Таким образом, изученный информационный материал и проведенные на его основе собственные опыты, легли в основу данной работы, определив ее цель, задачи и выводы.
Постановка опытов для изучения явлений окружающей природы.
* Провести наблюдения за выбранными для опытов явлениями в природе (изменение погоды, атмосферные осадки);
Макет моего барометра (Опыт №1).Материал для опыта: банка, воздушный шарик, трубочка от сока, скотч и картон.
При повышении атмосферного давления поверхность шарика как бы вдавливалась в сосуд и стрелка поднималась вверх по шкале.
Когда атмосферное давление падало, на поверхность шарика изнутри давил воздух из банки, стремясь вверх, и приподнимал шарик.
Стрелка опускалась по шкале. Точные показатели атмосферного давления на таком барометре не увидишь, так как мембрана натянутого шарика не достаточно тонка и чувствительна. Трубочка опускается и поднимается всего на одно деление, но повышение и падение атмосферного давления видно очень хорошо. Эти результаты совпадали с объявлениями о погоде в местной газете. Наблюдения показали: При повышении атмосферного давления, погода была ясной, солнечной. При понижении давления – пасмурной, иногда дождливой.
Построение модели “Определитель дождя” (Опыт №2).Материал для опыта: бельевая прищепка, электрический провод (около 2м, чтобы провод доставал до форточки), 2 “пальчиковые” батарейки, лампочка от фонарика, 2 шурупа, кусковой сахара.
Собрал электрическую цепь “определитель дождя”: последовательно соединил провод от прищепки с батарейкой и лампочкой.
Прищепку с кусочком сахара высунул в форточку на улицу. При повышенной влажности воздуха (влажность – количество воды в атмосфере), которая бывает перед дождем, сахар постепенно впитывает в себя воду, крошиться и разламывается. Контакты замыкаются, и лампочка загорается.
По моим наблюдениям примерно через 30 мин. начинался дождик.
ВЫВОДЫ1. Атмосферное давление, дождь – это явления, подчиненные четким законам природы, которые можно наблюдать и изучать. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИНа основе полученных в ходе проведенной работы результатов, разработан комплекс рекомендаций для начинающих экспериментаторов: * все используемые вещества и материалы должны быть доступными и безопасными для здоровья;
ЗАКЛЮЧЕНИЕПроводить данные опыты не сложно, но интересно. Они безопасны, просты и полезны. Мой барометр предупреждает бабушку об изменении атмосферного давления, и она вовремя принимает лекарство. Меня не застанет врасплох дождь. Новые исследования впереди!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ* Детская энциклопедия “Хочу все знать” // М. “Планета детства” – 2003.– С. 260–261.
Дашевский Глеб
|
Содержание
Рассказать друзьям
© | права на опубликованные материалы принадлежат их авторам |
Купить научно-популярные книги
Похожие статьи
Комментарии ( 12 )
-
Administrator 11 мая 2011, 16:08
Смущают сделанные фотографии барометра:
1. Все снимки надо было делать четко в плоскости крышки, а не под углом. Иначе не совсем понятно, отклонение стрелки действительно связано с изменением давления, или же просто неудачный ракурс.
2. Трубочка должна заканчиваться точно посередине, иначе при вдавливании пленки будет упираться в противоположную сторону.
3. Ну и, собственно, нет снимков с изгибанием пленки – это было бы самое очевидное доказательство работы барометра. -
Оксана Куприйчук 17 мая 2011, 07:50 -
Эля Мутагарова 17 мая 2011, 17:53 -
Наталья Багрова 17 мая 2011, 19:37
[b] Вы сами придумали или все–таки нашли методику проведения опыта? -
Дашевская Ольга 17 мая 2011, 21:28 -
Administrator 17 мая 2011, 21:38
Завтра попробую прикинуть "на пальцах", насколько должна прогибаться пленка при изменении давления, и напишу результаты сюда. -
Павел Шиварев 19 мая 2011, 18:21
И еще (повторяюсь, конечно, но и работы похожи) МЫ НЕ УЧИМ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ (выдвигать гипотезы)
А сама по себе работа очень интересная и совершенно в тему! -
Дашевская Ольга 19 мая 2011, 20:13 -
Лариса Россихина 31 мая 2011, 02:06 -
Administrator 2 июня 2011, 08:47
Примерно можно считать, что относительное изменение давления вызывает такое же относительное изменение объема воздуха в банке:
delta_P / P = delta_V / V
Считаем:
delta_P = 30 мм. рт. ст.
Р = 760 мм. рт. ст.
V = 1 литр
отсюда delta_V = 0.04 литра = 40 см3.
Площадь горлышка банки грубо 50 см2. Таким образом, центр пленки вдавливается или выпячивается примерно на 1 мм. Так как трубочка длинная, то должно срабатывать правило рычага, т.е. стрелка будет двигаться более заметно. -
Дашевская Ольга 2 июня 2011, 17:41 -
Лариса 21 октября 2012, 11:38
Выглядели они так: прозрачные по бокам, а в соприкосновении с асфальтом имели внутри густой водяной завиток и сверху такой же. Нигде объяснения не нашла, очень интересно и забыть шары я не могу... С уважением Л.
Ваш комментарий