|
|||
Портфель и здоровье школьника |
|||
ВведениеБолезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев. Актуальность исследования: Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей. Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. Шесть раз в неделю мы носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым, поэтому меня заинтересовал этот вопрос. Проблема: Тяжёлый, неправильно подобранный школьный рюкзак оказывает губительное воздействие на наш позвоночник. Цель исследования: изучить влияние портфеля на осанку детей среднего школьного возраста; исследовать соответствие школьных портфелей учащихся 6 “а” класса Жамбылской средней школы санитарно-гигиеническим требованиям; изучить формы профилактики и лечения осанки. Задачи исследования: 1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования. Объекты исследования: человеческий организм, осанка, школьный портфель. Субъект (предмет) исследования: учащиеся 6 “а” класса Жамбылской средней школы. Гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью – нарушает осанку школьника, но ее можно корректировать и исправлять, если целенаправленно выполнять комплексы упражнений, заниматься физкультурой и спортом, постоянно вести наблюдения. Методы и приемы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.
Осанка и ее значение в жизни человекаДля того, чтобы выяснить, что же такое осанка, я стала изучать различную литературу. Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника. В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держат себя. Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или званье, знатная должность. Читая сказки, былины можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто. В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – отхаживая воспитанников линейкой. И сегодня, дома, в школе, на занятиях я слышу фразу: «Держи спину!» Шесть раз в неделю учащиеся Жамбылской средней школы идут в школу и возвращаются из нее, перенося с грузом знаний тяжесть учебных пособий, тетрадей, дневников, пеналов, сменной обуви, спортивной одежды и еще много чего, что они сами себе положат, если родители не проконтролируют. Переносимые тяжести, безусловно, влияют на правильность формирования осанки. Турист, уходя в горы, берет с собой рюкзак весом до нескольких десятков килограмм, иная хозяйка таскает многокилограммовые сумки и, судя по всему, именно к подобной взрослой жизни готовимся и мы – учащиеся средней школы. Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм. Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30». Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
Как портфель появился в школеКогда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Портфель – слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками. В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего тёмно-коричневый. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки. В странах Европы и Америки дети начальных классов также ходят в школу с портфелями и ранцами. В Пекине учащиеся начальной школы используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и школьных принадлежностей постоянно увеличивается. А в Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник. Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику. У рюкзака мягкая спинка, этот вариант больше подходит старшеклассникам. Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника. Санитарно-гигиенические требования к портфелюКак правильно выбрать ранец? Ведь магазины предлагают так много разных вариантов. Выбрать хороший ранец – это важная задача для родителей. При покупке следует обратить внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. У ранца должна быть твердая спинка с ортопедическими элементами. Материалы для ранца должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Еще будет хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Ребенок с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах. Год от года школьные ранцы становятся все тяжелее и тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников превышает допустимые гигиенические нормы. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. Согластно «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков» Республики Казахстан, вес пустого ранца должен составлять: Вес одного издания не должен превышать: Допускается увеличение веса учебного издания не более чем на 10%. Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать: В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.
Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 6 “а” классаИзучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 17 человек. Вот основные этапы моей работы: 1. Сначала я провела исследование в форме анкетирования, предложив ребятам ответить на вопросы анкеты: ==================== Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть. 1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель (носят в одной руке), пакет) 2. Где вы покупали портфель? 3. Кто выбирает для вас портфель? 4. По каким признакам вы выбирали портфель? (Можно отметить несколько признаков) 5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять? 6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? __________________________________________________________________ 7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов) 8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи? 9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой? 10. Каким вы представляете портфель ученика в будущем? ==================== Проанализировав ответы на основные вопросы, я получила следующие результаты. 1. Какой у вас портфель? 2. Где вы покупали портфель? 3. Кто выбирал для вас портфель? 6. Каким вы представляете портфель ученика в будущем? 7. Занимаетесь ли вы спортом? 8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи? 2. У медицинского работника нашей школы я узнала информацию о весе и состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Оказалось, что из 17 человек нарушение осанки имеют 2 человека, что составляет 12%. У остальных 15 человек осанка соответствует норме – 88%. 3. Далее я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные показали, что у 3 учащихся вес ранца не соответствует норме (Ануарбекова Д, Каримова Е, Петрушина О). 4. Взвесила все ранцы без учебных принадлежностей. Я увидела, что у 11 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. У 6 человека вес ранца превысил гигиеническую норму. Я думаю, что ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем. 5. В течение недели я наблюдала за изменением веса ранца (без сменной обуви и спортивной формы) в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 6 класса не должен превышать 3,5 кг.
ЗаключениеИзучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников я узнала для себя много нового и интересного. Я узнала, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я поняла, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для нашей спины. Надеюсь, что мои одноклассники, родители и учителя воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам и рекомендациям.
РекомендацииА как же можно уменьшить вредное влияние школьного рюкзака на здоровье ученика? Необходимо: Ну, и конечно же, школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток. Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.
Список литературы1. Лопанин А. Тяжелая ноша. Интернет-ресурс 2. На что стоит обращать внимание при покупке портфеля первоклассника. Интернет-ресурс 3. Стрельцова И.В. Исследовательская работа «Мое здоровье». // Начальная школа. – 2008. – №5, с.21.
Руководитель: Байзакова А.С. Государственное учреждение «Жамбылская средняя школа» с. Жамбыл, Костанайский район |
Содержание
Рассказать друзьям
© | права на опубликованные материалы принадлежат их авторам |