Экология 17 мая 2011

Из чего сделаны краски?

Аннотация

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Я уже 3 года рисую на изостудии разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?

Цель исследования:

Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.

Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Состав красок

Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.

Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание экспериментов

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составил план трех экспериментов.

План эксперимента 1
1. Очистить уголь от посторонних примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой.

План эксперимента 2
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2. Измельчить глину в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать глину с маслом.

План эксперимента 3
1. Очистить мел от посторонних примесей.
2. Измельчить мел в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать мел с яйцом.

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Коричневой краской я нарисовала рисунок.

После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
• Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал
• Глина с маслом дала грязно–коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала
• Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной

Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Кроме этого, я нарисовала красками собственного приготовления рисунок
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).


Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.


Автор: Бекшенёва Элина
3а класс

Руководитель: Тарасова Наталия Геннадьевна

МОУ “Начальная общеобразовательная школа №5”
Россия, г. Нефтеюганск

Полный текст работы: http://static.livescience.ru/kraski/kraski.pdf

Комментарии ( 22 )
  • Наталья Багрова 17 мая 2011, 19:12
    Краски получены– это очевидно! Большой успех для художника! Мне неясно в чем недостатки и как Вы достигли совершенства в пропорциях?
  • Дашевская Ольга 17 мая 2011, 21:45
    Очень интересная работа. Талантливый ребенок. Мы с сыном узнали много нового. Но вот как недостаток, Наташа пишет о том, что нет яркости красок. А как же древние иконы? Яркость и четкость, даже сейчас. Неужели древние рецепты утрачены? Жаль.
  • Administrator 17 мая 2011, 21:52
    Такой вопрос: а разве магазинные краски не экологически чистые? Конечно, яичный желток идеал экологичности, но все же – существует же какие–то требования безопасности к краскам...
  • Ольга Михеева 18 мая 2011, 05:39
    Конечно, в магазине продают разные виды красок, даже такие, которые можно ребёнку есть. Но дух познания неизвестного, желание самому покапаться в истории происхождения вещи – это и наводит ребёнка на самостоятельную исследовательскую деятельность.
    А в работе можно было указать пропорции при смешивании красок
    Спасибо Элина за интересную работу!
  • Семён 18 мая 2011, 07:35
    Интересный опыт, можно с племянницей экспериментировать.
    Вот только я недопонимаю соответствия названий цветов в табличке (от светло–коричневого до золотисто–желтого) с фотографией разноцветных баночек?
  • Эля Мутагарова 18 мая 2011, 10:40
    Работа интересная, видна помощь руководителя проекта. но хотелось бы видеть результаты смешивания и процесс получения краски. В баночках краски ярких цветов (зеленый, красный, синий и т. д.– откуда они взялись? Про эти краски не сказано ничего..). Нужно показывать результаты эксперимента, тогда будет все ясно. С литературой поработали хорошо, но нет источников..
  • Оксана Куприйчук 18 мая 2011, 16:14
    Очень интересный проект, практической направленности. Молодцы и руководитель, и Элина!!!
  • Татьяна Белорусова 19 мая 2011, 01:32
    Работа мне понравилась. По описанию процесс изготовления красок был трудоёмкий. Даже самой захотелось попробовать. Но на фото видны оттенки красок, которые (по моему мнению) нельзя получить путём смешивания цветов, указанных в таблице. В них добавляли какой–то краситель? И по поводу бесплатности можно поспорить (учитывая из чего изготавливались краски). А в общем, Элиночка ты молодец. Не останавливайся на достигнутьм. Пробуй, экспериментируй. У тебя хорошо получается.
  • Наталия 19 мая 2011, 09:43
    В этой статье пропущено, описание эксперимент №2 когда мы решили сделать краски быстрее и ярче, с помощью муки, соли пищевых красителей, клей ПВА, а фото идёт сразу после эксперимента1. Теперь я думаю понятно откуда взялись яркие цвета?
    По поводу бесплатности я согласна, это наше упущение, затраты конечно есть.
    Источники литературы были в работе, но на сайте их нет.
    Спасибо за совет Ольге, надо добавить пропорции.
  • Наталия 19 мая 2011, 09:48
    Работа размещена не полностью, и не поэтапно. Поэтому непонятно откуда взялись яркие цвета, смотрите ссылку
  • Administrator 19 мая 2011, 10:03
    Возможно я что–то не заметил, но в присланной работе не было второго эксперимента.
  • Полина Тарасова 19 мая 2011, 10:10
    Извините, это моё упущение, прошу прощения!
  • Лариса Россихина 19 мая 2011, 14:32
    Очень интересная работа.
    Полина! Ты молодец, что взяла тему, которая тебе близка, а поэтому и интересна!
    Обязательно в работе должен быть список литературы! И еще: есть такая наука–химия. Ее изучают с 8 класса, поэтому я, как учитель химии хочу подсказать тебе, что краски получают не из элементов, а из веществ. Так говорить правильнее.
    Удачи тебе и твоему руководителю, новых интересных исследований и находок!
  • Семён 19 мая 2011, 15:35
    Хотим эксперимент №2 с яркими красками!!! Долой сепию smile ))
  • Полина Тарасова 19 мая 2011, 20:02
    Для Семёна. Я решила узнать, как сделать краски, дешевле, быстрее и ярче. Для приготовления 5–6 цветов
    необходимо 1 кружка муки,
    1–2 ст. ложки соли, 1–2 ст. ложки растительного масла (любого),
    1,5 ст. ложки клея ПВА.
    Для "окрашивания" можно использовать красители (пищевые!!!)
    Можно добавлять и гуашь или акварель.
  • Полина Тарасова 19 мая 2011, 20:08
    Для Ларисы Россихиной, список литературы есть в работе в полной версии. Извиняюсь, но где вы увидели, такое предложение, что краски состоят из элементов, из веществ конечно.
  • Павел Шиварев 29 мая 2011, 23:21
    Спасибо за работу. И язык работы не заумный, что несомненно плюс. Хорошо, что ребенок делает что–то своими руками. Из минусов можно что сказать: проблемы в основе работы нет, соответственно и гипотеза получается очевидной (для гипотезы есть важное правило НЕБАНАЛЬНОСТЬ, особенно если ее формулирует ребенок и гипотеза как правило предположение о том, как можно решить проблему) А вообще, цельная такая практическая работа.
  • Лариса Россихина 31 мая 2011, 02:23
    Фраза из вашей работы: "В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?... "
  • Ирина Топчиева 10 апреля 2012, 00:04
    Как часто лавры достаются грамотно оформленным работам со скучными и даже совершенно неинтересными темами, гипотезами, выводами... Я за увлекательные идеи, за увлеченных детей и их руководителей. Захотелось самой порыться в литературе, покопаться в инете и, наконец, изготовить эти краски!
  • Administrator 10 апреля 2012, 08:07
    Ирина, главное – не только найти удачную идею, но и провести все исследование "от и до". Иначе получается какая–то недосказанность, недоработанность.
  • Ирина 17 мая 2012, 13:31
    СПАСИБО!!! Вы не представляете, какую благодарность я сейчас испытываю к вам! Мне в наследство достался родительский старенький дом. Сколько надо всего. А теперь я буду сама делать краску и расскажу всем соседям, что жить можно проще и интереснее. Спасибо вам, НАТАЛЬЯ. за идею
  • Володимир 30 мая 2015, 14:21
    Дякую за пораду, довго шукав такі ідеї. Фарби дорогі і не якісні часто бувають, а тут коли сам приготовиш то бачиш якість фарб. Можу з власної практики добавити, що цукрова вода робить фарби яркими і в’язкими. Знаю що краще для фарб використовують льняне масло, воно має хорошу в’язкість.
Ваш комментарий
Кому:

Кому:

Ваше имя:

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Ваш e-mail:

Комментарий:

Комментарий:

 
  гостевые комментарии проверяются модератором