Рассказать друзьям
Окружающий мир 21 мая 2011

Метеоцентр «Народные приметы» сообщает …

ВВЕДЕНИЕ

Окружающий мир это книга природы, в которой все взаимосвязано. Долгий опыт общения человека с природой позволил уловить десятки знаковых нитей: по весне судят об осени, по зиме – о лете и наоборот. Удивительная эта вещь, народные приметы! В них мудрость веков наблюдений, забота и предупреждение, сотканная вязь прошлого с будущим, надвременье...

Внимание погоде по приметам существовало еще с глубокой древности. Некоторые ученые пытались систематизировать и научно объяснить их предсказания (П. Д. Астапенко, М. Н. Власова, А. С. Ермолов, В. И. Маслов, А. Н. Стрижев, А. И. Угрюмов и др.). Одни показывали верность народных примет. Например, с облаками связано выпадение осадков, изменение температуры и влажности воздуха; с ветром переносится воздух (холодный, тёплый, сухой, влажный), туман, облака, пыль и песок; солнечная активность приводит к образованию циклонов и т. д. Другие опровергали достоверность народных примет, считая их устаревшими суевериями, ведь климат от века к веку изменяется.

Почему не угасает к ним людской интерес, ведь климат изменился? Мы решили разобраться в наследстве, которое оставил нам народный ум.


Цель исследования: установить надежность народных примет в предсказании погоды на лето.

Объектом исследования выступают народные приметы погоды.

Предметом исследования является надежность народных примет погоды на лето.


Задачи исследования:

Познакомиться с народными приметами погоды.

Выбрать народные приметы для предсказания погоды на лето.

Осуществить наблюдение за погодой 2009–2010 гг. в г. Архангельске.

Определить достоверность предсказаний погоды на лето по народным приметам.


Гипотеза исследования: народные приметы надежны, их можно использовать для предсказания погоды.


Методы исследования:

• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
• практические (наблюдение, анкетирование, сопоставление).


СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Долгий опыт общения человека с природой позволил выделить особые верования. Они сохранились в народных приметах.


Слово “примета” происходит от глагола “примечать”, то есть улавливать связь между явлениями, как будто бы не связанными между собой. Людям понадобилось “примечать”, чтобы предвидеть изменения погоды и ее влияние урожай. На Руси был составлен специальный численник погоды – “Брюсов календарь”. Судили об изменении погоды по цвету неба, солнцу и звездам, форме облаков, ветру, осадкам, радуге, туману, росе и т. д. (Таблица 1)



Значительная часть народных примет продолжает жить в сознании современного человека. Он начинает смотреть на небо, вспоминать народные значения погодных явлений и верить им.

Познакомившись с разными народными приметами, мы определили те, которые предсказывают погоду на лето, и разделили их на 4 группы:

Сезонные родились в ходе работ и предсказывали будущий урожай: “Зима без снега – лето без хлеба” и др.

По временам года связаны с прогнозом на зиму, весну, лето или осень: “Лето бурное – зима с метелями” и др.

По месяцам появились в результате совпадений погодных явлений в определенные дни зимы и лета: “Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь” и др.

По дням говорят о погоде на ближайшие дни: “Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду” и др.

Согласно народным приметам, какой будет погода в летние каникулы можно судить по погоде в зимнее время года, в определенные зимние и летние дни, по осадкам, по количеству снега и т. д. Мы решили составить предсказание погоды на лето и установить достоверность народных примет погоды.

С целью предсказания мы выбрали несколько народных примет о погоде на лето из предложенных групп: “Зима малоснежная, морозная – лето сухое, жаркое”, “Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь”, “Если 6 декабря моросил снег и ветер с севера, то 6 июня – дождь и ветер с севера”, “На Самсона дождь – через семь недель то ж”, “28 июля солнце светит особенно ярко”.

Согласно наблюдениям и материалам Гидрометеоцентра зима 2009–2010 года в г. Архангельске была достаточно морозная и малоснежная. Народные приметы по зимним месяцам и конкретным дням дали возможность составить предсказание. В летние каникулы нас ожидает жаркая, сухая погода.

Кроме того, нас интересовало мнение окружающих о народных приметах на лето. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся 2–4 классов и взрослых (всего 30 человек).




После обработки анкеты, выяснилось, что народным приметам верят 28 человек из опрошенных, знают приметы о погоде на лето 10 человек, а жаркое и сухое лето ждут 29 человек. Отметим, что удивление вызвало то, что сверстники не знают народных примет о лете.


Результаты анкетирования детей и взрослых о народных приметах на лето



Ведение дневника наблюдений дало возможность сопоставить реальную погоду с выбранными народными приметами.


Выдержки из дневника наблюдений за погодой зимой и летом 2009–2010 года в г. Архангельске



Составленное предсказание погоды на летние каникулы 2010 года в г. Архангельске осуществилось на 50%. Лето было жаркое и грозовое, выпало много осадков, что характерно для Поморского Севера. Результаты проверки выбранных народных примет показали, что они соответствовали реальной погоде на 100%. Погодные явления в определенные дни зимы и лета, а также по конкретным дням полностью совпали. Например, согласно народной примете 28 июля солнце светит особенно ярко. На самом деле этот день был одним из самых жарких, температура поднималась на солнце до + 38. В результате исследования мы обнаружили, что народные приметы погоды на лето являются в основном достоверными. Метеоцентр “Народные приметы” сообщает... народным приметам погоды можно доверять.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование надежности народных примет погоды на лето вызвано их ценностью для человека и возрастающим интересом к живому наблюдению за природой.

В результате мы выяснили, что народные приметы это проверенные временем предсказания, основанные на связи между погодными явлениями. Немалая часть из них существует в сознании современного человека.

В ходе опытной работы мы определили, что предсказания погоды на лето по народным приметам являются в основном надежными. Метеоцентр “Народные приметы” сохраняет свою значимость в современном климате.

Следует отметить, что это не окончательное решение поставленной проблемы. Мы продолжаем наблюдать за надежностью народных примет в 2010–2011 годах и хотим установить, случайны или не случайны результаты проведенного исследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапенко, П. Д. Вопросы о погоде [Текст] / П. Д. Астапенко.– Л.: Гидрометеоиздат, 1982.– С. 19.

2. Власова, М. Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь [Текст] / М. Н. Власова.– СПб.: Азбука, 1998.– 672 с.

3. Ермолов, А. С. Народное погодоведение [Текст] / А. С. Ермолов.– М., 1995.–432 с.

4. Календарь народных погодных примет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gendmig.narod.ru/primety/primety.htm

5. Касперски, К. Энциклопедия примет погоды [Текст] / К. Касперски.– М.: Солон–Пресс, 2003.– 112 с.

6. Кайгородов, Д. Беседы о русском лесе [Текст] / Д. Кайгородов.– М.: Белый город, 2010 г.– 304 с.

7. Маслов, В. М. Сам себе синоптик, или Как определить погоду по приметам [Текст] / В. М. Маслов.– СПб.: ООО “Издательство “Полигон”, 2003.– 30 с.

8. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде [Текст] / Сост. Г. Д. Рыженков.– М. Современник, 1991.–127 с.

9. Погода и климат [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pogoda.ru.net/

10. Стрижев, А. Н. Календарь русской природы [Текст] / А. Н. Стрижев.– 3–е изд., перераб. М.: Моск. рабочий, 1981.– 224 с.

11. Угрюмов, А. И. По сведениям Гидрометцентра... [Текст]: Занимательная метеорология и прогнозы погоды / А. И. Угрюмов.– СПБ: Гидрометеоиздат, 1994.– 232 с.


АВТОР:

Дресвянин Семён ученик 3 “а” класса МОУ “СОШ № 37” г. Архангельска



РУКОВОДИТЕЛЬ:

Садовина Валентина Евгеньевна, учитель начальных классов высшей категории, победитель конкурса лучших учителей Архангельской области 2009 г.

Полный текст работы: http://static.livescience.ru/pogoda/pogoda.pdf

Комментарии ( 9 )
  • Ольга Михеева 22 мая 2011, 13:25
    Спасибо, Семён, за работу! Но я не поняла данные таблицы из дневника наблюдений за погодой зимой и летом 2009–2010 года в г. Архангельска. И ещё, ты пишешь, "Метеоцентр "Народные приметы" сообщает... народным приметам погоды можно доверять", но ведь ты сделал вывод, что "Составленное предсказание погоды на летние каникулы 2010 года в г. Архангельске осуществилось на 50%". Разве в этом случае можно доверять народным приметам?
  • Administrator 22 мая 2011, 16:49
    Один сезон не показатель. Я бы сделал так: отправил запрос в местный метеоцентр, взял данные лет за 30–40 и для каждого года провел проверку народных примет. Дальше выявил количество "попаданий", ну и на основе этого уже сделал вывод – можно им доверять или нет.

    На мой взгляд, приметы носят статистический характер, т. е. в большинстве случаев они срабатывают, но не всегда.
  • Семён Дресвянин 23 мая 2011, 00:11
    Ольга, большое спасибо за Ваш отзыв.
    Я бы хотел ответить на Ваши вопросы.
    В таблице из дневника наблюдений я выбрал один из дней в каждом месяце и показал, что отмечал. Направление и скорость ветра, какие были осадки, какие были облака и ту температуру, которая была у меня на градуснике.
    Вы интересуетесь, почему я слелал такой вывод. Я проверял не только свой прогноз, который сделал по примете "Зима малоснежная, морозная – лето сухое, жаркое". Но и еще 4 приметы: "Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь", "Если 6 декабря моросил снег и ветер с севера, то 6 июня – дождь и ветер с севера", "На Самсона дождь – через семь недель то ж", "28 июля солнце светит особенно ярко". Так вот эти 4 приметы полностью подтвердились, а прогноз сбылся наполовину (лето было жаркое, но дождливое). Поэтому я считаю, что народным приметам погоды можно доверять.
    Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.
    Семён
  • Валентина Евгеньевна 23 мая 2011, 00:55
    Уважаемый Administrator, благодарю за Ваш комментарий. Позвольте пояснить нашу позицию.
    Обучение исследовательской культуре в младшем школьном возрасте строится опытным путем. Ребенок должен сам пройти весь путь исследователя: от наблюдения за живой природой, сопоставления прогнозов и реальной погоды до проверки случайности совпадений в течение нескольких лет. Тот подход, который предлагаете Вы, это путь взрослого опытного человека. Он требует умения работы с информацией, глубокого анализирования. Девятилетнему ребенку это достаточно сложно, да и скучно. Сема идет тем же путем, что и ведущие метеоцентры, причем путь этот Сёма обнаружил САМ. Моя задача учителя и руководителя обучить его указанным умениям в его непосредственном опыте.
    Интерес для Семёна заключался именно в собственном наблюдении за погодой. Этот мальчик очень любознательный, начитанный. Он прекрасно рассуждает, доказательно спорит и убеждает, особенно, если пережил это сам. Ведь только работая от истоков, возможно сформировать основу исследовательской культуры. И уже опираясь на нее, использовать различные подходы к изучению проблемы, в том числе и Ваш.
    Что касается одного сезона, соглашусь. Однако, в работе заявлено, что это не окончательный вывод. Семён продолжает свое исследование, чтобы установить, случайны или не случайны результаты, почему примета "срабатывает", чей прогноз погоды сбывается чаще – прогноз по радио, телевидению или народные приметы. Это дальнейшая перспектива исследования. На очереди сезон 2010–2011 годов.
    Кроме того, он провел обучение по данной проблеме среди одноклассников, чтобы пополнить их знания о народных приметах. Ребята заинтересовались и теперь у Сёмы есть команда единомышленников.
    Есть чем гордиться, не правда ли?
    С уважением, Садовина Валентина Евгеньевна.
  • Administrator 23 мая 2011, 06:51
    Валентина Евгеньевна, спасибо за ответ. Согласен, мой вариант решения задачи взрослый и скучный – взял цифры, посчитал, сделал вывод. Тем не менее – мне кажется, Вам, как руководителю, можно было бы сделать такую оценку (хотя бы вчерновую, т. к. примет всего 5 – немного). Если приметы действительно работают – все ок, держите это "тайное знание" smile при себе, а дети идут своим (опытным) путем. А вот если не работают...– тогда проще объяснить реальное положение вещей, и не тратить свои силы на эти исследования, а направить на что–то другое. Иначе получится, что в этом году у вас удачно, все "загорелись" продолжать работу, а дальше начнутся неудачи.
  • Валентина Евгеньевна 23 мая 2011, 13:15
    Уважаемый Administrator, Ваша идея интересна, мы обязательно используем ее в нашей работе. Неудачи не страшат нас, это, своего рода, тоже результат. Они дают новый взгляд на проблему, приводят к открытию иных аспектов предмета исследования. Ведь в познании закономерностей природы границ нет.
    С уважением, Валентина Евгеньевна.
  • Павел Шиварев 30 мая 2011, 01:14
    Гипотеза как правило вариант решения проблемы. И гипотезы проверяются. У вас цель – установить надежность народных примет (читай –доказать). Поскольку проблема не поставлена, гипотеза имитационна. Учить детей "примечать" очень ВАЖНО. Может быть не менее важно, чем учить ИССЛЕДОВАТЬ. Вот только это разные способы жизни, на мой взгляд. А "узнать" приметы все равно что узнать формулы. Тут исследования нет
  • Валентина Евгеньевна 30 мая 2011, 17:25
    Уважаемый Павел Шиварев, спасибо за мнение.
    Поясняем, что проблема исследования заключается в попытке разрешения вопроса о возможности или невозможности предсказывать погоду в современном климате по народным приметам. Основная идея решения проблемы состоит в использовании примет в предсказании погоды и их проверке, что и доказывается в результате исследования. Мы не ставили задачу учить примечать, узнавать приметы. Возникает вопрос, что заставило Вас так думать? Если Вы внимательно ознакомитесь с полным текстом работы, то, думается, репродуктивный уровень обнаружите лишь в параграфе № 1.
    С уважением, Валентина Евгеньевна
  • Павел Шиварев 30 мая 2011, 18:24
    А использование примет это видимо и есть наука? Мы не понимаем друг друга, к сожалению. Точно также ка мы не совпадаем в понимании что такое проблема. Мое понимание есть вот тут http://edudo.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=895 А у вас какое?
Ваш комментарий
 
Кому:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Комментарий:
 
  гостевые комментарии проверяются модератором