Здоровье 5 мая 2011

Молоко – продукт здоровья

ВВЕДЕНИЕ

Преломляю хлеб. Тянусь к солонке.
Трапезу, Господь, благослови!
Сколько в молоке живого сока,
Сколько к жизни истиной любви!

Молоко – продукт повседневного спроса. Молоко и его производные употребляют в пищу люди всех возрастов, национальностей. Авторы проекта решили выяснить, насколько же полезны молочные продукты, предлагаемые российскими производителями.

ЦЕЛЬ:

определить состав и качество различных видов молока

ЗАДАЧИ:

* Экспериментальным путем определить состав молока;
* Доказать наличие в молоке полезных веществ необходимых для человека;
* Изучить потребность в употреблении молока среди обучающихся начальной школы;
* Составить рекомендации по употреблению молока и молочных продуктов.


ГЛАВА 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ МОЛОКА

1.1 Биологическая ценность

Молоко представляет собой биологическую жидкость сложного химического состава. Оно служит полноценной пищей для новорождённых, а также необходимым продуктом питания для человека в любом возрасте. Молоко – высококалорийный продукт. Древние философы называли его “источником здоровья”, “соком, жизни”, “белой кровью”. Великий русский физиолог И. П. Павлов сказал, что “молоко – самая лёгкая пища при слабых и больных желудках и при массе других тяжёлых заболеваний” /1, с. 18/.

С давних времён молоко используется и как лечебное средство от многих болезней: при лечении сердца, почек и других органов. Помогает лечить отравления солями тяжёлых металлов, кислотами и щелочами, йодом и бромом.

Какая хозяйка не употребляет молоко? Даже если никто из ваших домашних его не пьёт, то уж сыр, творог или сметану вы едите наверняка!
Кроме того, молоко требуется добавлять во многие блюда. Так, молочные каши гораздо вкуснее, чем сваренные на воде. А ведь с давних времён молочным продук–там приписывались поистине сверхъестественные свойства!

В сказках молоко нередко служит средством обретения “вечной молодости”. Для этого нужно искупаться в молоке. Так же отмечено, что женщина, которая умывает лицо молоком, будет долго выглядеть молодой и привлекательной. Если принимать молочные ванны, ваша кожа станет мягкой и бархатистой, а тело нальётся силой и бодростью. Этим пользовалась царица Египта, Клеопатра /7/.

Молочная сыворотка (пахта) входит в состав некоторых кремов, но полезнее применять ее в натуральном виде. Ежедневно протирать ею лицо и шею. После этой процедуры посмотрите на себя в зеркало и скажите: “Я прекрасна”!


1.2 Химический состав молока

Установлено, что молоко содержит свыше ста ценнейших компонентов, многие из которых природа не повторила ни в одном из других продуктов. В него входят все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Эти компоненты молока хорошо сбалансированы, благодаря чему легко и полностью усваиваются. Усвояемость молока и молочных продуктов колеблется от 95 до 98%. Молоко также способствует усвоению других пищевых продуктов.

Молоко состоит из воды (в среднем 87,5%) и сухого вещества (12,5%) /1, с. 218/.

В состав натурального молока входит 25 наименований жирных кислот, 20 аминокислот, более 30 макро– и микроэлементов и много других биологически активных веществ. Особое значение молока состоит в том, что оно даёт человеку полноценный белок животного происхождения, биологическая ценность которого значительно превышает ценность белка говядины, свинины и яиц. По количеству незаменимых аминокислот, которые не образуются в организме человека, а должны поступать с пищей, коровье молоко превосходит другие продукты питания.

Корма оказывают влияние на качество молока, сливок, на консистенцию молочного жира. Так, зеленыe подножные корма придают кремовато – жёлтый цвет молоку, сливкам, маслу. Кормовая капуста, силос, морковь и травяная мука способствуют сохранению цвета молока и в зимний период.

Hекоторые корма (брюква, турнепс, кочанная и кормовая капуста, ботва, сахарная свекла и силос) могут придавать молоку неприятный вкус и запах, особенно при скармливании их в больших количествах.

Витаминов в молоке около тридцати. В снабжении организма витаминами особенно важную роль играют именно молочные продукты. Наиболее важные из них:
витамин А (ретинол), В (тиамин), Вг (рибофлавин), С (аскорбиновая кислота), Д (кальциферол), Е (токоферол), Н (биотин), РР (никотиновая кислота) /2, с. 56/.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Исследование качества молока по данным на упаковке

Не все молочные продукты имеют одинаковый состав и являются одинаково полезными для здоровья. Для начала мы определили состав молочных продуктов, исходя из данных на упаковке.

Цель:
определить качество молочных продуктов в бытовых условиях.

Задачи:
– На основе данных на упаковке выявить наличие вредных для здоровья веществ;
– Определить состав молочных продуктов;
– составить памятку покупателю.

Предположение:
не все молочные продукты имеют одинаковый состав и являются одинаково полезными для здоровья.

МОЛОКО бывает:

* НОРМАЛИЗОВАННОЕ;
* ВОССТАНОВЛЕННОЕ;
* ГОМОГЕНИЗИРОВАННОЕ;
* ПАСТЕРИЗОВАННОЕ;
* ПИТЬЕВОЕ.

Нормализованное – то есть разбавленное, доведённое до определённого процента жирности.

Восстановленное – восстановлено путём соединения порошка и воды.

Гомогенизированное – в состав молока добавлены растительные жиры

Пастеризованное – обеззараженное путём кратковременного нагревания

В итоге на основании данных на упаковке продукта определили лучшее и худшее по качеству молоко.

Лучшее качество

Худшее качество 


2.2 Определение органолептических показателей качества молока

Для проведения экспериментальной части работы мы купили в магазине  молоко с различным процентным содержанием белка и  жира, а также  взяли молоко, которое пьют дети нашей школы.

Молоко для эксперимента:

Определение внешнего вида молока.

Для определения внешнего вида молока мы налили его в химический стакан до середины объёма. Внимательно рассмотрели молоко и отметили, что в нем отсутствуют  различные загрязнители и  примеси, а также отметили, его однородность.

Определение цвета молока.

Мы налили в стакан 50-60 мл молока. Поднесли к стакану белый лист бумаги и сравнили образцы. Мы увидели, что молоко во всех  стаканах имеет разные  оттенки белого цвета (данные в таблице).
Определение консистенции молока.

Для определения консистенции молока налили его в пробирку до середины объё-ма. Закрыли пробирку и слегка встряхнули её, чтобы намокли стенки. Дали  молоку стечь и в течение 1-2 минут и затем определили, что стенки пробирок покрылись молоком неоднородно.

Определение запаха молока.

Налили в пробирку молока чуть больше половины её объёма, закрыли пробкой. Затем энергично взболтали и понюхали молоко.
Запах определяли многократными короткими вдыханиями.
Мы определили, что в каждой пробирке  молоко имеет разный запах.

Определение вкуса молока.

Мы налили в стакан 10-20 мл молока. Затем брали глоток молока в рот, и держали его некоторое время.  После каждой пробы молока мы полоскали  рот водой и между отдельными определениями делали небольшие перерывы. Тем самым мы определили, что молоко имеет вкус от сладковатого до безвкусного.



2.3 Определение физико-химических показателей молока

2.3.1 Определение рН среды молока.

Вещества, содержащие в молоке, имеют амфотерную природу, т.е. проявляют свойства и кислот и оснований, поэтому индикатор не должен менять свой цвет.
Но опыт показывает, что универсальный индикатор при опускании его в молоко, изменяет цвет на бледно-зеленый. Это говорит о том, что данное молоко имеет слабо – щелочную среду. Таким образом мы узнали, что в молоко добавляют соду, для того чтобы оно дальше не скисало, а именно сода (NaHCO3) и дает молоку слабо – щелочную среду. Соду добавляют в молоко как консервант.


2.3.2. Определение наличия молочной кислоты.

Все знают, что прокисшее молоко имеет кислый вкус. Можно ли это подтвердить и химическим путем? Мы надвое суток оставили молоко в тепле. В нем появился осадок (простокваша), а универсальный индикатор изменил цвет на красный, что говорит о наличие в молоке молочной кислоты (СН3-СН-СООН)/ОН

2.3.3. Определение наличия белка.

Белок определяют с помощью цветных реакций:
КСАНТОПРОТЕИНОВОЙ: при добавлении к белку концентрированной азотной кислоты и нагревании образуется желтый осадок.
БИУРЕТОВОЙ: добавлением к белку (молоку) выпадает осадок Сu(ОН)2 – синего цвета, появляется фиолетовое окрашивание.

2.3.4 Определение наличия углеводов.

В молоке млекопитающих содержится лактоза (молочный сахар), который является дисахаридом и состоит из молекулы  глюкозы и галактозы.

СН22О11 + Н2О = С6Н12О6 + С6Н12О3

В молоке 4 – 6 % лактозы. Она обладает слабо выраженной сладостью.

Для доказательства наличия углеводов в молоке, мы нагревали его вместе с Сu(OH)2 – осадком голубого цвета и получили осадок красного цвета, что и является подтверждением наличия глюкозы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над проектом, авторы:

1. Научились определять химические свойства молока.
2. Изучили полезные свойства молочных продуктов.
3. Составили практические рекомендации по потреблению данного продукта и его производных.

На основании исследования данных на упаковке продукта определили, что лучшим из приобретённых нами образцов было молоко «Молочное изобилие» Энгельсского молокозавода, а худшим образцом – снежок «Молочное изобилие» того же производителя.

На основании определения органолептических показателей качества молока изучения физико – химических показателей определили, что лучшим образцом является молоко «Кошкинское».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбатов. Биохимия молока и молочных  продуктов, – М. : Легкая промыш-ленность, 1984г.,344с
2. ГОСТ 23454 – 79. Молоко. Метод определения ингибирующих веществ, М. : изд – во стандартов, 1989. – С.374 – 380.
3. Практикум по биологическим основам сельского хозяйства: Уч. Пособие для студентов биол. Спец. Пед. Ин – тов / И.М. Ващенко, К.Н. Ланге, М.П. Меркулов, Под.ред. И.М.Ващенко, – М.: просвещение, 1982 – С.359 – 370
4. «Качество молочных продуктов» Н.В.Барабанщиков (Изд. «Колос»,1980);
5. «Молочно – кислые продукты » В.П. Кугенев (Москва, Изд. Университета дружбы народов)
6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность.- М., Аванта+, 2001 – 448 с., илл.
7. материалы журнала «Вокруг света»
8. www.vokrugsveta.ru,
9. www.prodpit.ru,
10. www.parents.ru/nutrition.html
11. Химия. 10 : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Х46 О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И. Теренин – 4-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2003
12. Химия. 11 : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Х46 О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова -4-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2004


РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ

обучающиеся 8г класса
Ляхов Иван, Полинский Артём, Торгашова Дарья

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
города Энгельса Саратовской области


РУКОВОДИТЕЛИ

учитель биологии Гранкина Людмила Васильевна,
учитель географии Соленкова Наталья Николаевна,
учитель биологии Чермашенцева Анжела Сергеевна


Презентация: http://static.livescience.ru/milk/presentation.ppt

Комментарии ( 10 )
  • Administrator 7 мая 2011, 20:44
    Про "снежок" не совсем понял. У нас "снежок" – это что–то вроде сладкого кефира. А у вас это просто название молока?

    Про соду интересно. Действительно, обычное молоко сразу скисает, а это стоит – и хоть бы что!
  • Евгений 8 мая 2011, 00:16
    Спасибо!
    Добавлю, что в молоко могут добавлять селитру (вместо соды.
    Жаль, что нет опытов по определению природы жиров. В молочную продукцию можно закладывать 30–50% заменителя молочного жира.
  • Ольга Валентиновна 11 мая 2011, 10:44
    Здравствуйте, ребята!
    Очень познавательное межпредметное исследование Вы провели. Казалось бы – молоко...
    Спасибо Вам!
    Уверена, что в данном проекте есть очень много "точек роста"...
    Жаль, что в консультанты Вы не взяли учителя технологии...
    Даша, Вы же в 7 классе изучали тему "Молочные продукты" на уроках технологии?
    Уверена, что учитель обслуживающего труда могла бы Вам подсказать многое...
    Удачи Вам, ребята!
    Зав. кафедрой технологического образования Ульяновского ИПКПРО Атаулова О. В.
  • Оксана Романова 16 мая 2011, 22:11
    Здравствуйте, юные исследователи!
    Очень интересные данные приведены в вашей работе, а так же полученнные результаты – практично и с изюминкой!
    Надеюсь, это не последние исследования в выбранной тематике, думаю их можно продолжить и расширить с помощью новых методик, а в дальнейшем сделать анализ всех полученных результатов.
    Желаю успеха!
  • Наталья Багрова 17 мая 2011, 19:47
    в части I правильнее было – бы написать не "определить", а изучить состав молока.
    Интересная работа, но на мой взгляд состоит из нескольких микро– проектов. Не нашла памятку. В бытовых условиях как найти хорошее молоко? Цели к сожалению не совсем соответствуют выводам
  • Павел Шиварев 19 мая 2011, 17:50
    Спасибо ребятам и большая благодарность взрослым, стимулирующим ребят к участию в защитах исследовательских проектов. И только одно не дает мне покоя, уважаемые взрослые (а вопрос именно вам, т. к. дети добросовестно выполнили данное им задание) – если проект имеет только познавательную ценность, достаточно ли этого? Ну и конечно же традиционно мы не учим детей ставить проблемы и формулировать идеи по их решению, но тогда не носят ли все эти исследования "иллюстративный характер"? Вызывают ли они искреннее удивление, желание искать, творить. Всего одну строчку написали вы про то, что были даны некие рекомендации, но разве не это один из самых важных моментов исследования – куда его "приложить? "
  • Елена Жоголева 20 мая 2011, 19:40
    Ребята, спасибо за интересную работу. Но, на мой взгляд, она должна быть не только интересной, но и полезной. Знания, полученные исследовательским путем, обычно имеют не только информативное значение, но и практическое. А молоко для нас – один из ценных продуктов! Его потребляет огромное количество взрослых и детей. Поэтому выбор молока –важный момент. В этом могло бы помочь ваше исследование. Еще я не увидела гипотезу в вашей работе. Очень бы хотелось бы узнать, как вы ее сформулировали. Следующий момент –это цели и задачи исследования. Вот тут дали слабину: поставленные цели и задачи не во всем совпадают с заключением, наверное, тут должно быть другое слово. Да и название заключение не совсем корректно. У исследования должны быть выводы или результаты. И еще все –таки хотелось бы услышать об исследованиях полезности молока. Состав молока озвучен, а вот о его полезности что –то только общие слова. Причем в работе это есть в таком раздробленном и рассредоточенном виде, а общих выводов по этому поводу нет. Не увидела я этого и в презентации. Может быть, тогда и не стоило говорить об определении его полезности? Но вот что искренне порадовало, то это указание на использованные источники, наличие фотографий и попытка обосновать свой интерес к такому продукту как молоко.
    Ребята, вы молодцы, что обратились к такой интересной теме. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Эти замечания вам в качестве руководства к действию. Учтите замечания и двигайтесь вперед. Надеюсь, что вы найдете время ответить на наши вопросы: вам надо учиться защищать свою исследовательскую работу. Так же надеюсь, что наши рекомендации будут вам полезны. Приходите на следующие конкурсы.
  • Natalya Solenkova 22 мая 2011, 02:05
    Всем спасибо за внимание к работе
    Отвечаем на Ваши вопросы:
    1. П. Шиварёву: рекомендации были даны. Дети проводили беседы с учениками на классных часах и занятиях элективного курса. Просто формат не позволяет рассказать об этом подробнее.
    2. Е. Жоголевой: думаем, что выводы даны в рекомендациях, а о полезности продукта говорится в работе
    3. Ольге Валентиновне:
    к сожалению, предмета "обслуживающий труд" в нашей школе нет, но согласны с Вами полностью, преподаватель этой дисциплины очень бы помог
    4. Администратору:
    снежок и у нас – сладкий кефир, только сделан он по принципу коктейля: соединением гомогенизированного и сухого молока, поэтому пользы от него особой нет
  • Ольга 31 марта 2012, 13:38
    Ребята вы конечно молодцы, но у вас есть некоторые не точности! Нормализованное молоко– это не разбавленное молоко!!! это молоко, из которого частично был удален молочный жир, для получения в готовом продукте необходимого % жира в вашем случае 2,5. Гомогенизированное молоко – это молоко подвергшееся процессу гомогенизации, т.е. расщеплению жира на более мелкие части. Данный процесс проводят, чтобы молоко не отстаивалось! В этом молоке нет растительных жиров.
  • Гусев Олег 24 марта 2023, 11:26
    Прекрасная работа!
Ваш комментарий
Кому:

Кому:

Ваше имя:

Ваше имя:

Ваш e-mail:

Ваш e-mail:

Комментарий:

Комментарий:

 
  гостевые комментарии проверяются модератором