Европейская программа по созданию безопасных интеллектуальных автомобилей.

В настоящее время ежегодно на дорогах Европы случается 1.4 миллиона аварий, и погибает 40 тысяч людей. Несомненно, для того, чтобы уменьшить последнюю цифру до 25 тысяч к 2010 году, нужно выполнить большой объем работы.

Кроме того, несмотря на то, что интеллектуальные системы для машин уже существуют, их проникновение происходит крайне медленно. Причинами этого являются правовые барьеры, конкуренция между автопроизводителями, высокая стоимость таких систем, низкая потребность со стороны водителей, и, кроме того, недостаток информации как по самим системам, так и по выгодам от их применения. Для преодоления этих препятствий Европейская комиссия объявила 23 февраля о старте программы i2010 Intelligent Car Initiative. Последняя нацелена на достижение такого будущего, где не будет автокатастроф, и значительно уменьшатся дорожные «пробки».

Усилия для улучшения дорожной безопасности.

Совместный проект PReVENT с бюджетом в 55 миллионов евро нацелен на обеспечение безопасности водителей, пассажиров и пешеходов. В проекте участвует более 50 партнеров, и он разбит на ряд подпроектов для различных видов движения и аварийных ситуаций.

«Мы создаем системы безопасности, которые помогут водителю в критической ситуации», - говорит Максим Фламент (Maxime Flament), руководитель PReVENT. В своей сути, эти системы позволят водителю избежать или смягчить аварию путем анализа природы и величины опасности, а также состояния самого водителя.

Маттиас Шульц (Matthias Schulze), координатор PReVENT из компании DaimlerChrysler, особо отмечает, что данная технология не будет отбирать контроль над машиной у водителя, но будет создавать некий «виртуальный пояс безопасности». И хотя осуществимость подобных систем была показана уже 10 лет назад, только сейчас появились компоненты, программное обеспечение и инфраструктура для достаточно дешевого массового их производства.

Улучшение цифровых карт.

Встроенный в панель приборов автомобиля BMW небольшой экран напоминает стандартную спутниковую систему навигации. Однако при более близком рассмотрении оказывается, что этот экран дает намного больше информации, чем система GPS. Он был разработан партнерами проекта MAPS&ADAS, которые создают цифровые карты для множества применений, а не только для поиска пути.

«Мы используем карты в качестве предсказательного сенсора. – поясняет Винсент Блервак (Vincent Blervaque), координатор подпроекта. – Они дополняют другие датчики скорости и положения автомобиля (например, лазеры и видеокамеры), которые имеют ограниченную область действия – 300-500 метров. В то же время, наша система может предупредить водителя о том, что будет за поворотом или после перекрестка».

В рамках проекта был создан и протестирован стандартизованный интерфейс между цифровыми картами и системами предупреждения ADAS. Автопроизводители считают, что этот интерфейс снизит затраты на внедрение ADAS. Также они будут способны разработать свои собственные приложения. Так, партнер проекта – компания BMW – использует цифровые карты для собственных систем безопасности.

Помимо интерфейса, подпроект включает в себя создание лучших цифровых карт. Последние сейчас достаточно хороши для навигации, но не для безопасности. Карты генерируются специальными фургонами, собирающими параметры дорог, и дополняются данными из соответствующих служб.

«Мы вводим дополнительные атрибуты в карты, такие как дорожные знаки, склоны и ограничения скорости. – говорит Блервак. – Эта информация может храниться в автомобиле и постоянно обновляться беспроводным образом, сообщая, например, о новом объезде или измененном дорожном знаке».

Координатор проекта ожидает внедрения данных технологий в ближайшие пять лет. Он отмечает, что среди производителей существует большой интерес к ним. Кроме того, качественные карты могут использоваться и для экономии топлива.

Изучение аварийных участков.

INTERSAFE, самый большой подпроект PReVENT, нацелен на изучение дорожной безопасности на перекрестках. Данные места являются наиболее опасными: на них приходится 35-40% всех происшествий и 70% всех смертельных случаев. В одной только Германии на перекрестках ежегодно происходит 350 тысяч аварий.

«Перекрестки являются самыми сложными областями как для водителей, так и для сенсоров автомобилей», - говорит координатор проекта Кей Фюрстенберг (Kay Fürstenberg). Как правило, аварии являются результатом неправильного маневра, недостатка внимания водителя к движениям других машин или отсутствующих дорожных знаков или сигналов.

«Как и в случае других подпроектов PReVENT, нашей целью является смягчение или предотвращение несчастных случаев. – продолжает он. – Мы сфокусировались на создании системы предупреждений для водителя, используя улучшенные сенсоры, новые алгоритмы определения положения машины и взаимодействие между автомобилей и дорожными службами».

Получившаяся в итоге система информирует о грозящем столкновении или о ситуации на перекрестке. Она была протестирована на реальных дорогах. При этом лазерные сканеры записывают положение и движение объектов (людей и машин), саму ситуацию и окружающую обстановку, тогда как видеокамеры фиксируют дорожную разметку.

«Это новая идея – использовать сенсоры на машине или инфраструктуру, которая будет «общаться» с ней. Например, светофор может взаимодействовать с бортовым компьютером. – говорит Фюрстенберг. – Основной же трудностью являлось аккуратное определение положения машины путем совмещения зарегистрированных объектов со статической информацией цифровой карты».

Избыток сенсоров.

«Главная проблема для интеллектуальных систем безопасности заключается в том, чтобы избежать ложных предупреждений. – говорит Маттиас Шульц. – В этом случае водители начнут быстро доверять им». Однако для этого необходимо ускорить процесс их появления на рынке, что, как надеются эксперты, и произойдет в результате программы Intelligent Car Initiative.