Рассказать друзьям
Физика 8 ноября 2012

Физические силы и явления в мультфильме "Ледниковый период 2: Глобальное потепление"

1. Введение

Сегодня, благодаря науке, человек вокруг себя может увидеть не только органический и неорганический миры, но и их взаимодействие. Детально мы рассмотрим физические явления, которые часто являются этим взаимодействием.

Дети и взрослые смотрят современные мультфильмы только ради развлечения, и большинство не видит в них взаимодействие органического и неорганического, в частности физических явлений. Данная ситуация навела нас на мысль, что мы можем на примере какого-либо мультфильма объяснить и показать обучающимся это взаимодействие.

Просмотрев различные мультфильмы, мы выбрали для исследования мультфильм “Ледниковый период 2: Глобальное потепление”, так как, по нашему мнению, он более насыщен физическими явлениями.

Поставив перед собой ряд вопросов: как объяснить и показать обучающимся взаимодействие живого и неживого, в частности физических явлений?; смогут ли обучающиеся проникнуть в суть этого взаимодействия?; как стимулировать ключевые компетенции обучающихся? – мы обозначали цели и задачи нашего исследования.

Цель работы – рассмотреть разные составляющие природы, взаимосвязи неорганического и органического мира на основе видеосюжетов из мультфильма «Ледниковый период 2: Глобальное потепление»

Задачи исследования:
1. найти в мультфильме «Ледниковый период 2: Глобальное потепление» различные физические явления;
2. проанализировать их физическую сущность;
3. провести тестирование обучающихся;
4. использовать фрагменты из данного мультфильма для объяснения учащимся различных физических сил и явлений;
5. провести повторное тестирование;
6. сравнение полученных результатов.

Гипотеза – поскольку мультфильм «Ледниковый период 2: Глобальное потепление» содержит много физических явлений, то их можно использовать для лучшего усвоения материала по физике.

Методы исследования:
1. анализ;
2. тестирование;
3. проведение урока.

Объектом исследования стали видеосюжеты мультфильма «Ледниковый период 2: Глобальное потепление».

Предметом исследования стали ключевые компетенции по физике обучающихся 8-х классов МАОУ СОШ № 10 города Кандалакша.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в наши дни не все дети понимают взаимосвязь различных составляющих природы, умеют применить полученные знания для объяснения конкретных наблюдаемых явлений. А современные мультфильмы могут прекрасно проиллюстрировать многие физические явления.


2. Исследование

2.1. Выявление различных физических явлений в мультфильме “Ледниковый период 2: Глобальное потепление”

Самой первой нашей задачей было нахождение в мультфильме “Ледниковый период 2: Глобальное потепление” различных физических явлений. Мы просмотрели этот мультфильм и нашли множество различных явлений, от силы тяжести до простого механизма рычага. Затем мы должны были создать такие видеосюжеты, с помощью которых обучающиеся смогут легче понять эти физические явления.

Агрегатное состояние, преломление

Видео


Давление, маятник

Видео


Сила Архимеда

Видео


Сила трения, инерция

Видео


Сила трения, нагревание

Видео


Сила тяжести, рычаг

Видео


Сила упругости, ускорение, инерция

Видео


Сила тяжести

Видео


Сообщающиеся сосуды

Видео


2.2. Тестирование обучающихся

На основе найденных физических явлений был создан тест для обучающихся. С помощью него мы хотели узнать, как обучающиеся могут применить свои знания по физике для объяснения различных ситуаций.

Тест

1. Наступила весна. Если стоять на возвышенном месте (крыша здания и т.п.), то можно увидеть, что с неба падает снег. Но если стоять внизу (на улице и т.п.), то на вас будет капать дождь. Почему это происходит?
2. Многие зимой катаются на коньках. Но почему коньки так хорошо скользят по льду, если лёд твёрдый?
3. Маленький мальчик запустил камешек из рогатки и разбил окно. Какие физические явления и силы задействованы в этом процессе?
4. В городе X после сильного продолжительного ливня прорвало дамбу. Почему прорвало дамбу, и из-за чего вода стала вытекать?
5. Качели – это простой механизм. Как этот механизм называется?
6. Все знают, что с помощью двух камней можно получить искру. Из-за чего это происходит?
7. Почему корабль не тонет?


Всего было опрошено 39 обучающихся 8-х классов. По результатам теста мы поняли, что многие обучающиеся не могут применить их знания из области физики для объяснения какой-либо ситуации.

Результаты тестирования до проведения урока


2.3. Проведение урока на данную тему

По результатам теста мы увидели, что для формирования устойчивых ключевых компетенций обучающихся в области физики необходимо провести урок на данную тему. На уроке мы продемонстрировали видеосюжеты и пояснили обучающимся различные физические явления, содержащиеся в этих видеофрагментах. Некоторые дети смогли самостоятельно объяснить данные явления.


2.4. Повторное тестирование обучающихся и сравнение полученных результатов

После проведения урока мы повторно провели тестирование учащихся:

Результаты тестирования после проведения урока

Мы сравнили результаты теста до проведения урока и после проведения урока и увидели, что после проведения урока обучающиеся стали намного лучше применять свои знания по физике. Например, по первому вопросу 30,8% ответов перед проведением были неправильными, а после стали правильными.

Сравнение результатов тестирования по первому вопросу

Сравнение результатов тестирования по второму вопросу

Сравнение результатов тестирования по третьему вопросу

Сравнение результатов тестирования по четвёртому вопросу

Сравнение результатов тестирования по пятому вопросу

Сравнение результатов тестирования по шестому вопросу

Сравнение результатов тестирования по седьмому вопросу


3. Выводы

Подводя итоги проделанной работы, делаем следующие выводы:

1. Наша гипотеза подтвердилась.
2. Фрагменты физических явлений из мультфильма «Ледниковый период 2: Глобальное потепление» действительно помогли обучающимся взаимосвязь различных составляющих природы, из чего следует, что мультфильмы и фрагменты из них можно использовать достаточно эффективно на уроках физики для формирования устойчивых ключевых компетенций.


Список использованной литературы:

А. В. Перышкин, «Физика-7 класс», Москва, «Дрофа», 2010 г.
А. В. Перышкин, «Физика-8 класс», Москва, «Дрофа», 2011 г.


Работу выполнил:
Косенчук Валерий Владиславович,
МАОУ СОШ №10, 8”б” класс

Научный руководитель:
Кравчук Татьяна Петровна,
учитель физики


МАОУ СОШ №10
г. Кандалакша

Комментарии ( 19 )
  • Administrator 10 ноября 2012, 19:42
    Валерий,   хотелось бы уточнить: вы сначала провели тест, потом показали и объяснили фрагменты из мультфильма, потом провели тот же самый тест?
  • Валерий 10 ноября 2012, 20:30
    Administrator,   да, мы провели тот же самый тест на одном и том же уроке. Мы сделали это в целях того, чтобы обучающиеся не могли спросить у людей, понимающих физику.
  • Светлана Семеновых 12 ноября 2012, 10:42
    Валерий,   хотелось бы уточнить время 45 минут или 2 урока по 45 минут, которое потребовалось для проведения 2 тестов, показ видео и объяснение материала? Кто объяснял материал? Было ещё какое-то иллюстративное сопровождение материала?
  • Administrator 12 ноября 2012, 14:01
    Валерий,   а ученики могли переговариваться между собой? Просто пока что мне эксперимент кажется не совсем оптимальным в плане методики. Тут надо либо другие вопросы давать на второй заход, либо две разные группы делать, либо как-то еще...
  • Валерий 12 ноября 2012, 18:16
    Светлана, мы успели сделать всё за один урок. В основном материал объяснял я. Нет, нашей целью было использовать на уроке только эти фрагменты и их объяснение.
  • Валерий 12 ноября 2012, 18:37
    Administrator,   да, ученики могли переговариваться между собой, но мы заранее предупредили их, что за тест оценки не будет, поэтому, как я думаю, обучающимся уже не нужно так сильно было спрашивать у друг друга ответы.
    Мы повторили тест, потому что, во-первых, сравнивать результаты двух разных тестов не очень удобно, так как ученик может на вопрос одного теста правильно ответить, а на вопрос другого теста он может не суметь правильно использовать знания, растеряться. Во-вторых, нам важно было, чтобы обучающиеся смогли разобрать именно те вопросы, в которых они не смогли правильно применить знания или вообще не знали данную тему. Но, опять же, к каждому ученику индивидуальный подход.
  • tania 14 ноября 2012, 12:05
    Вам просто необходимо дополнить свои результаты данными контрольной группы: ученики 8 классов (другие) заполняют тот же тест, потом проводите урок физики, на котором НЕ объясняете этих явлений, в конце урока - тот же тест. Если в результатах двух выборок будут отличия в пользу Всего метода - значит работает именно он, а не другие факторы
  • Ирина Топчиева 18 декабря 2012, 22:55
    Кажется, что участник дискуссии Комисаров Андрей не уважает нас всех вместе взятых. Пора объединиться и провести исследование о причинах его агрессии. Какие комментарии не читаешь, всюду грязь, обвинения, цитирование положения о конкурсе... Ну ничем не удивить ребенка, как будто он всё знает и потерял интерес к окружающему миру. Мне,как взрослому человеку, далекому от науки физики, было интересно прочесть эту работу, и мультики, несущие научную информацию в доступной форме, люблю и детям своим показываю. При изучении типов взаимодействий между организмами (специально для Андрея - экология) привожу примеры из мультфильма "Король Лев", а это 9 класс. Призываю всех уменьшить количество ответов на комментарии Комисарова А.!!!
  • Валерий 20 декабря 2012, 13:39
    Ирина Топчиева,   спасибо за поддержку! Мне кажется, Андрей просто очень хочет выиграть, поэтому думает, что может идти к цели любыми способами, не обращая внимания на мнение окружающих и не неся за свои действия ответственности. Но это не так.
  • Морозов Никита 3 января 2013, 01:14
    Валерий,   в работе написано "тестирование", но в ОПРОСЕ нет вариантов ответов. Как можно оценивать ответы на вопросы если они чисто субъективные, а значит по сути не могут быть ни правильными, ни ни правильными?
  • Морозов Никита 3 января 2013, 01:18
    Валерий,   так же по методам исследования: тест и проведение урока методами исследовательской работы не являются. И вопрос: а чем же они являются по-вашему?
  • Валерий 5 января 2013, 02:15
    Морозов Никита,   изначально мы хотели провести тестирование(с вариантами ответов), но потом передумали, так как нужно было определить знания обучающихся в чистом виде, а в тесте можно ткнуть пальцем в небо и угадать. Хоть это и труднее теста, но, на мой взгляд, действеннее. А название, "тестирование", так как по-другому как-то и не задумывались назвать. Но я не думаю, что это можно назвать опросом, так как данный термин больше подходит социологии. Насчет правильности/неправильности все просто: сначала я сам находил различные явления и силы, затем учитель(научный руководитель) дополнял или исправлял(если нужно было). И уже был список сил и явлений, которые действительно присутствовали в видеофрагменте или вопросе, но, конечно же, на базе знаний 7-8 класса, так как работа велась, когда я был в 8 классе и тестировалась также на восьмиклассниках(если бы мы увидели какие-либо явления/силы в ответе ученика(цы), которые мы не заметили, но которые оказались бы верными, эти ответы, конечно же, засчитались бы, но, к сожалению, такого мы не нашли). И вот каким образом мы проверяли ответы обучающихся: в 1, 2, 6, 7 вопросах был уже точный ответ(опять же, всё на базе знаний 7-8 класса, так как во 2 вопросе в ответ можно было записать не только низкую силу трения из-за гладкости льда, но и тот факт, что лезвие немного(то есть не очень заметно для человека) плавит лёд, образуя "смазку"); в 3 вопросе желательно было записать в ответ множество сил и явлений(проще всего было описать процесс с точки зрения физики), но мы принимали ответы, в которых было хотя бы 3 силы/явления, так как не все обучающиеся могли написать даже такое количество сил/явлений; в 4 вопросе требовалось два ответа, но мы принимали только строго физические силы/явления, то есть если ученик отвечает, что дамбу прорвало из-за большой массы воды, которая давила на дамбу, то ответ не засчитывался, нужно было использовать термин "сила давления"; а в 5 вопросе принимались маятник и рычаг.
  • Валерий 5 января 2013, 02:18
    Морозов Никита,   насчет методов исследования соглашусь с вами, моя ошибка. Методом будет являться эксперимент. А тест и проведение урока-это задачи и этапы исследования.
  • Морозов Никита 5 января 2013, 13:44
    Валерий,   спасибо за хорошие ответы. Теперь работа дополнилась механизмом проведения тестирования/опроса и стала полностью понятной. Смущает нужность привлечения преподавателя для проверки результатов тестирования,так как некоторых явлений вы можете не знать, но вы об этом написали - так что вопросов нет.
  • Шестаков Александр 7 января 2013, 16:14
    Валерий,   очень хорошая работа. Одна из немногих здесь, в которой соблюдена структура научно-исследовательской работы. Четко поставлены цель и задачи и самое главное, что задачи решены, а цель достигнута. После компетентных ответов на вопросы, заданные моим учеником Морозовым Никитой, Ваша работа, Валерий, стала еще более полной. Не обращайте внимания на нападки Комисарова Андрея, в отличие от него Вы идете в правильном направлении. Дальнейших успехов в научных исследованиях.
    Педагог-новатор Российской научно-социальной программы "Шаг в будущее" Шестаков А.А.
  • Наталия 17 января 2013, 00:32
    очень классная тема - рассматривать физику на мультфильме, хорошо известном большинству детей. Молодцыsmile Идея прекрасная, пусть в школах будет больше таких небанальных уроков.
  • Татьяна 12 февраля 2013, 07:40
    отличная работа!!! Главное физика наглядно изучается!
  • Татьяна 15 февраля 2013, 12:18
    Валерий,   в видео "Сообщающиеся сосуды" я не увидела принцип этих сообщающихся сосудов(может я, конечно не сильна в физике).Скорее всего это свойство жидкости( принимает форму сосуда)
  • Валерий 17 февраля 2013, 20:15
    Татьяна,   само явление предполагает, что в двух сосудах, соединённых между собой, уровень жидкости(жидкость должна быть однородна)будет одинаковый. Естественно, если есть какая-либо перегородка, то уровень не будет одинаков. А в данном видеофрагменте это явление представлено слишком широко, но, как мне кажется, оно здесь присутствует. В роли перегородки выступает стена льда, а в качестве сосудов выступают две области, расположенные по обе стороны перегородки, причем одна из них, в которой и происходит действие мультфильма, со всех сторон окружена ледником(если я не ошибаюсь), то есть представляет собой подобие сосуда. Когда перегородка открывается, вся вода утекает, то есть жидкость стремится быть на одном уровне.
Ваш комментарий
 
Кому:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Комментарий:
 
  гостевые комментарии проверяются модератором