Рассказать друзьям
Здоровье 14 октября 2016

Гигиеническая оценка условий обучения в школьном здании

Введение

Анализ показателей здоровья школьников села Тёплое свидетельствует о том, что 9% учащихся школы страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 15% учащихся имеют проблемы со зрением. Важную роль в профилактике этих заболеваний имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований к воздушному и световому режиму классных комнат, гигиенических требований к воде, полиграфическое качество учебников. Таким образом, является актуальным изучение соответствия санитарно-гигиенических условий обучения в школе установленным нормам.

Тема: Гигиеническая оценка условий обучения в Тёпловской школе.

Цель: Изучение санитарно-гигиенических условий обучения в Тёпловской школе.

Задачи:
- Осуществить гигиенический анализ воды
- Определить режим вентиляции классных комнат
- Определить запылённость воздуха в классных комнатах
- Определить световой коэффициент
- Осуществить гигиеническую оценку школьных учебников

Объект исследования: Тёпловская школа.

Место и время исследований: Липецкая область, Данковский район, Баловневская средняя общеобразовательная школа (филиал с. Тёплое).

Исследования проводились в феврале-апреле 2010 года.

Предмет исследования: условия физической среды обучения.

Методы исследования: наблюдение, измерение, математический анализ.


Методика исследований

1. Гигиенический анализ питьевой воды.

Для анализа отбирают пробы воды и определяют цвет, прозрачность, запах, наличие посторонних примесей. Для проверки наличия посторонних примесей воду фильтруют.

Определение запаха воды осуществляется следующим образом: берут пробу воды, взбалтывают её и, открыв пробку, определяют запах. Для усиления запаха 100 мл исследуемой воды наливают в колбу, накрывают часовым стеклом, подогревают её до 50-60 С, после чего колбу снимают с огня, воду взбалтывают, снимают часовое стекло, определяют характер запаха. В норме вода должна быть чистой, бесцветной, прозрачной, не содержащей посторонних примесей.

Определение интенсивности запаха воды:


2. Режим вентиляции.

Режим вентиляции помещения определяется отношением площади всех форточек или фрамуг в помещении к площади пола. Для проведения работы с помощью сантиметровой рулетки вычисляют площадь открытых частей окон. Затем определяют площадь пола и режим вентиляции по формуле R=S1/S2, где S1 – площадь форточек; S2 – площадь пола; R – режим вентиляции.

В норме режим вентиляции равен 1/50 (0.02).


3. Анализ запылённости кабинетов.

Чашки Петри заливают желатином, подкрашенным тушью, и в течение 5 минут оставляют открытыми на горизонтальной поверхности, после чего подсчитывают количество осевших пылинок. Этим способом можно произвести ориентировочный учёт количества пылинок в воздухе. В школе количество пыли определяется в классной комнате перед началом занятий, до и после большой и малой перемен, после занятий. Содержание пыли до начала занятий считают контрольным, с ним сравнивают все последующие данные.


4. Определение светового коэффициента помещения.

Световой коэффициент – это отношение стеклянной поверхности окна к площади пола. В классных комнатах это отношение должно быть в пределах 1/4 – 1/5. Для определения площади остекления измеряют площадь всех окон помещения, из которого вычитают 15-20% (оконные переплёты). Определив площадь пола, рассчитывают световой коэффициент – важный гигиенический фактор.


5. Гигиеническая оценка книг.

Как известно, школьникам приходится много читать, что требует значительного напряжения и может стать причиной ухудшения зрения. Поэтому большое значение имеют гигиенические условия работы. Нормальная работа зрительного аппарата при чтении зависит от оформления книги и окружающих условий – от освещения учебного места и удалённости предмета. Качество печати в значительной степени зависит от бумаги. Характер поверхности бумаги обуславливает чёткость печати. На шероховатой бумаге буквы получаются неравномерно окрашенными. Бумага должна быть достаточно плотной, не просвечивающей; поверхность – ровной, гладкой и матовой, так как глянцевая бумага создаёт блёсткость; цвет – белый, допустим слегка желтоватый оттенок. Гигиеническая оценка книг осуществляется по параметрам, занесённым в следующую таблицу, в которой также изложены требования:


Результаты исследований


1. Анализ воды.



2. Режим вентиляции помещения.

Пояснение: Тёпловская школа имеет П-образную форму и четыре вида кабинетов по их параметрам (площади и ориентации относительно сторон света), поэтому мне потребовалось оценить режим вентиляции только в четырёх кабинетах, чтобы оценить его во всей школе.

Кабинетов, аналогичных кабинету биологии – 5 (45,45%), немецкому языку – 2 (18,18%), математике – 2 (18,18%), кабинету русского языка и литературы – 2 (18,18%).


3. Определение запылённости школьных помещений.



4. Световой коэффициент помещений.

Пояснение: Тёпловская школа имеет П-образную форму и четыре вида кабинетов по их параметрам (площади и ориентации относительно сторон света), поэтому мне потребовалось оценить режим освещения только в четырёх кабинетах, чтобы оценить его во всей школе.

Кабинетов, аналогичных кабинету биологии – 5 (45,45%), немецкому языку – 2 (18,18%), математике – 2 (18,18%), кабинету русского языка и литературы – 2 (18,18%).


5. Гигиеническая оценка книг.

Результаты гигиенической оценки учебников по разным предметам и рассчитанные на разные классы приведены в следующих таблицах. Оценка производилась по десятибалльной системе.


Выводы

В процессе изучения санитарно-гигиенических условий обучения в Тёпловской школе, был проведен гигиенический анализ воды, определены режим вентиляции классных комнат, запылённость воздуха в них и световой коэффициент помещений, осуществлена гигиеническая оценка школьных учебников.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

- Проведённый анализ воды показал, что она бесцветная, прозрачная, содержит в небольшом количестве посторонние примеси, имеет очень слабый запах, который обычно незаметен, но обнаруживается привычным наблюдателем;

- Исследование режима вентиляции школьных помещений показало, что кабинет биологии соответствует нормативам на 91,75%, немецкого языка – на 76,9%, математики – на 78,75%, кабинет русского языка и литературы – на 116,7%;

- Проведя исследование по нахождению светового коэффициента, можно сделать следующие выводы: в кабинете биологии коэффициент меньше нормы и составляет около 78% от нормы, в кабинете немецкого языка около 78,5%, в кабинете математики 80,5%, в кабинете русского языка и литературы немного больше нормы, около 104% от нормы;

- Гигиеническая оценка книг показала, что в основном все книги соответствуют требованиям, кроме просвечиваемости: по всем учебникам она оценена в 9 баллов.

- Проведя анализ запылённости, можно заметить, что наихудшие результаты в кабинете начальных классов. Это объяснимо, ведь маленькие дети более подвижны. Также отмечу, что в нашей школе ученики 1-4 классов учатся в две смены, поэтому для улучшения условий нужно в этих кабинетах дополнительно мыть полы. А в остальных кабинетах запылённость вполне приемлемая.

Проведя гигиеническую оценку условий обучения в Тёпловской школе, её руководству можно посоветовать сделать следующее:

- позаботиться об улучшении качества воды;
- улучшить условия обучения для начальных классов.

А в остальном – гиенические условия соответствуют нормативам школьных помещений. Спасибо за заботу об учениках и наше счастливое детство!


Библиография

1. Данилов С.В. Гигиенические опыты и самонаблюдения // Биология в школе.- 2004. – №2. – С.43-46.
2. Степанова М.И. Школьный учебник глазами медиков // Вестник образования России.- 2004.- №7.- С.55-58
3. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1975.- 400 с.


Работу выполнила:

Павловская Кристина Юрьевна
10 класс


Научный руководитель:

Овчинников Алексей Васильевич
учитель биологии МОУ СОШ с. Баловнево (филиал с. Тёплое),
учитель высшей квалификационной категории


МОУ СОШ с. Баловнево (филиал с. Тёплое)
Данковский район
Липецкая область

Комментарии ( 0 )
Ваш комментарий
 
Кому:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Комментарий:
 
  гостевые комментарии проверяются модератором