Рассказать друзьям
Здоровье 15 сентября 2011

Воздействие музыки на растения и другие живые организмы

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на человека и другие живые организмы

Обзор литературы: В газете “Золотой век” автор статьи “Целебная сила музыки” [8] Г. Саго поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример, случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой. Автор Шкляр Л. В. в книге “Музыкальное образование в школе” [7] говорит о том, что под воздействием громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить зависимость от такой музыки. Из книги Н. Ситниковой “Давайте слушать музыку” [10. ] автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель наполняются спокойствием и умиротворением. В книге “Я познаю мир” [9] автор А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий, исцеляющий.

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: выявить, какая музыка благотворно воздействует на человека и живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.


Задачи:

1. Изучить литературу по предмету исследования и обозначить точки зрения авторов.
2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.
3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.
4. Сравнить результаты наблюдений.
5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.


Гипотеза: если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.

Предмет исследования: музыка различных направлений.

Методы исследования: сбор информации, цитирование, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация., лабораторное исследование.

Значимость: наша работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет. Авторы относят свою работу к предмету “музыка”, потому что она выполнена в рамках образовательной программы по музыке


Раздел 1. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Задача: изучить, в чём заключается сила музыки и её влияние на человека.

1.1. “Музыкальная медицина”

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.

По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы. Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.

— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.

— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.

— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.

Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” [3] Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.


1.2. Эффект Моцарта.

“Гармония музыкальных звуков способствует формированию эстетического вкуса, развивает интеллект, усидчивость и даже черты лидера”. Кроме того, музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов.

Например, музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. “Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы” [6]. В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – “эффект Моцарта”.


1.3. “Звуковой яд”.

В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки на животных, растения и человека была исключительно велика. К сожалению, с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них действуют разрушительно на живые организмы, особенно сверхгромкие звуки – подобную музыку специалисты называют “музыкой–убийцей”, “звуковым ядом”. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Русский психолог Д. Азаров однажды признался: “Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок–музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю”. Множество музыкальных произведений создано из “звуков–самоубийц”. Кто–то скажет: “если такая музыка существует – значит, она кому–то нужна”.

Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки, и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо её звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека – совершенней. Один древний мыслитель говорил: “Слушать Прекрасное и видеть Прекрасное – значит улучшаться”.


Вывод: Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка действует разрушительно на живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.


Раздел 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА ВСЁ ЖИВОЕ

Задача: изучение воздействия музыки на живые организмы.

“Музыка и растения... Связь этих слов между собой поначалу кажется невероятной. Один из первопроходцев изучения действия музыки на растения – индийский ученый Сингх. Его ученики провели эксперимент на луковицах репчатого лука. Исследования четко показали, что на музыку шумов ветра и воды растения отзывались положительно, в то время как на тяжелый рок растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса.

Научно установлен факт, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением. Люди давно это заметили и использовали для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря, например, посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

Американский цветовод Локер радиофицировал свою теплицу и регулярно передавал концерты классической музыки. “Озвученные” цветы выросли высокими и прямыми, обильно цвели, цветы отличалась сочностью окраски, и дольше держались на цветоножках.

Животные тоже “слышат” музыку, активно реагируя на нее. Акулы, услышав классическую музыку, собираются вместе со всего океана.

Известно также воздействие музыки на организмы, относящиеся к царству грибов. Когда музыка Моцарта звучит в пекарне, дрожжевое тесто поднимается в 10 раз быстрее.

А рок отрицательно действует даже на слонов. Коровы, слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.


Вывод: Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.


Раздел 3. ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ СПАТИФИЛЛУМ

Цель исследования: В ходе лабораторных исследований выяснить, оказывает ли музыка воздействие на рост и развитие растений.


Задачи исследования:

1. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост и
развитие комнатного растения спатифиллум.
2. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.
3. Сравнить результаты наблюдений.
4. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие растения как живого
организма.


Объект исследования: комнатное растение – спатифиллум.

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения

Методы исследования:

* использование рок и классических звучаний для лабораторного исследования;
* наблюдение;
* сравнительный анализ.


Ход исследования.

Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых 60–дневных черенка растения, выращенных из семян комнатного растения спатифиллум Черенки имели вертикальное расположение стебля, каждый из них был длиной 12см, и у них было по 5 листьев разной величины. Эти черенки были посажены в 3 одинаковых горшка, и в течение 4 месяцев осуществлялся уход за ними с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании черенков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:

* рок–музыка,
* классическая музыка.

По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.




Сравнительный анализ:

сравнительный анализ результатов исследования показал что:

• Растение №1, которому включали классическую музыку каждый день на два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.

• Растение № 2, которому включали рок музыку каждый день на два часа, заметно отставало в стеблевом росте, листья его желтели и опадали.

• Растение №3, было контрольным, которому не создавали музыкальный фон – мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.

• Растение №1 под действием классической музыки зацвело на 10 дней раньше контрольного растения и растения № 2 и имело крупный цветок.

• Растение №2 тоже зацвело, спустя 15 дней, но цветок был маленький и слабый.



Результаты исследования:

В ходе лабораторного исследования было установлено:

* Растение № 1 под воздействием классической музыки хорошо развивалось и зацвело раньше, чем контрольное растение № 3 на 10 дней.

* Растение № 2 под воздействием рок–музыки развивалось медленно, листья желтели и опадали, цветок появился на 15 дней позднее, чем у контрольного растения № 3.

* Контрольное растение №3, которому не создавали музыкальный фон, мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1, которому создавали классический фон.


Вывод. Данные результаты исследования дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка воздействует на растения (классическая благоприятно воздействует на физиологические процессы растений, а рок– музыка – угнетает и ослабляет растение).


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы.

Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение губительно.

Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.

Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков музыки на рост и развитие растений. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии, в зимнем саду помещений, при озеленении кабинетов


ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 1993.
2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983.
3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006.
4. Кузовлев В. П. Английский язык (Книга для учителя к учебнику для 5 класса общеобраз. учреждений. // М.: Просвещение, 2001.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. // М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2004.
6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.
7. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2001.
8. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.
9. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 1999 г.
10. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 1989 г


Работу выполнили:

Кадет – Розов Александр,
Кадет – Назаров Илья,
Кадет – Битяев Владислав
9 класс


Руководители:

Малиновская Евдокия Андреевна, учитель биологии
Никитина Юлия Анатольевна, учитель музыки

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа–интернат “Ачинский кадетский корпус”

Презентация работы: http://static.livescience.ru/music/music.pdf

Комментарии ( 40 )
  • Семен 16 сентября 2011, 03:43
    не верится
  • Сергей 16 сентября 2011, 07:25
    Только прочитав название работы, я уже знал, какой будет вывод. Рок – зло, классика – добро. Скучно. И бездоказательно.
  • Administrator 16 сентября 2011, 08:23
    Сергей, насчет доказательности – опыты проведены четко, вся методика исследования соблюдена. Фото тоже есть. Так что не вижу, в чем сомнения.

    Конечно, хотелось бы увидеть результаты воздействия и на другие объекты (те же дрожжи, к примеру). Это расширит доказательную базу. Тем более, в названии работы заявлены растения и другие живые организмы (где они?).

    Насчет выводов. "Рок – зло, классика – добро" – это объективная закономерность, связанная со структурой музыки. Вы ожидали что–то другое? Рок добро, давайте все его слушать? Можно допустим, провести работу "воздействие хлора на живые организмы". Поместили мышку – погибла. Вывод: хлор – зло, кислород – добро. Как может быть по другому? Так устроена природа. Так и с музыкой.
  • Сергей 16 сентября 2011, 09:29
    Administrator, на мой взгляд, два растения – это не репрезентативная выборка. Если бы их было по двадцать в каждой группе, уже можно было бы говорить о значимых результатах. А так – может, это просто цветок был больной?

    Конечно, сорок спатифиллумов сложно (и дорого) найти и содержать. Но сорок любых одинаковых цветов можно, например, посадить летом на грядке и так же "облучать" музыкой.

    Насчет "объективной закономерности, связанной со структурой музыки", согласиться не могу. Объективность есть только в опытах, а из чего следует Ваша объективность? Вы же это бездоказательно утверждаете.

    И да, я ожидал другого результата – того, что музыка не влияет на рост растений. По крайней мере, звучащая 2 часа из 24.
  • Шестаков Александр 16 сентября 2011, 10:23
    Тема работы интересна, но не нова. Согласен с Сергеем – всё ясно заранее. В работе есть недочеты: не описаны другие факторы, влияющие на растения (все ли они были в одинаковых условиях, кроме разницы во включаемой музыке).
    Не описана мощность звукового потока (децибелы при включении музыки разных направлений), а именно она и влияет на растения, а не направление музыки, как написано в работе.
  • Anatoly 16 сентября 2011, 13:32
    Эксперимент поставлен плохо.
    Начать с того, что всего 6 исходов – даже простое совпадение имеет вероятность 1/6. А дальше ещё проще: эксперимент не дал, что ожидали – публиковать не захотят, неинтересно. А если вдруг получилось – срочно в печать!
    Не было исключено влияние экспериментатора – кто включал музыку, тот и ухаживал за растениями. Обязательно нужно использовать слепой метод.
    Очень мало фактического материала.
  • Anatoly 16 сентября 2011, 13:39
    А ещё почему–то на последней фото горшки разные. Пересаживали что–то?
  • 0lympian 16 сентября 2011, 17:42
    Согласен с Сергеем и Anatoly, касательно нерепрезентативности выборки и влияния экспериментатора.

    И все же непонятно, почему разные горшки для всех 3 растений, и они отличаются во времени.
  • 0lympian 16 сентября 2011, 17:45
    Да, и кстати, почему не исследовано влияние DnB? smile

    На человека музыка бесспорно может оказывать непосредственное влияние, т. к. воздействует на нервную систему, а она, в свою очередь, воздействует на другие процессы.

    А вот на растения может влиять разве что вибрация от музыки. И тут направление вряд ли может что–то определить. Скорее громкость и преобладающая частота.
  • Шестаков Александр 16 сентября 2011, 19:46
    http://technomag.edu.ru/doc/95938.html

    Посмотрите – это характеристика "новизны" и "актуальности" данной работы. Причем это так – на вскидку нашел.
  • Семен 19 сентября 2011, 16:19
    Даже ненаучно писать "рок" – это очень широкое понятие. Что конкретно играло из классики и рока? И есть рок который настолько мелозвучен (типа БГ), что пальма должна была вырасти)

    На самом деле — зло, убеждать детей в этом.
  • Administrator 19 сентября 2011, 20:39
    Музыка, с которой проводились эксперименты, была прислана на конкурс вместе с работой. Если интересно, могу куда–нибудь выложить для ознакомления. На сам сайт не хочется, будет место занимать.
  • Шестаков Александр 19 сентября 2011, 21:05
    Удивительно, что кому то еще интересна эта работа после моей ссылочки. Повторюсь:

    http://technomag.edu.ru/doc/95938.html
  • Семен 19 сентября 2011, 21:33
    да ссылка Ваша доверия тоже не вызывает. Выводы что под барды и классику появляются позитивные симптомы, хотя в таблице наблюдений под Визбора у розы осыпались иголки, а у Бегонии опали цветки. Так же и про поп музыку – в выводе негативное влияние, а в таблице "Без реакции" на всех цветках, при том на Баскова и попсу 90–х, что вызывает раздражение у любого думающего человека.
    Ненаучные эксперементы у вас, детям мозги пудрите!
  • Алексей 21 сентября 2011, 10:04
    21/IX–11 1. Согласен с Александром Шестаковым – не учтено (пои крайней мере не отмечено) возможное влияние других факторов, скажем, метеорологических. Синхронно ли проведены опыты с разными образцами? 2. Не бывает совершенно одинаковых растений, как и других живых организмов! Нужна статистика (по крайней мере по десятку рбразцов в каждой серии.
    3. Кардинальеый вопрос – интенсивность звука (децибеллы, расстояние до источника и т. п.) Понятно, что оглушительный рок может не только растения угнетать, но и стекла вышибить (а на меня, например, рок действет крайне негативно, как впрочем, и любая "попса". 4. Общее правило для любого исследователя – получив некий результат, постараться опровергнуть его всеми возможными экспериментальными методами, и только если такая проверка, выполненная добросовестно и беспристрастно, окажется неудачной, считать эксперимент законченным. То же самое касается и трактовки результатов – рассмотреть все альтернативные истолкования сделанных наблюдений и доказать (себе и другим), что предлагаемое заключение является единственно возможным. 5. Неужели никто раньше не исследовал этот вопрос? Когда–то я встречал упоминание о том, что ещё Дарвин пробовал играть цветам на скрипке. Надо "раскопать" все работы предшественников (не по научно–популярным книжечкам и учебникам, а по оригинальной научной литературе) и сопоставить с полученными вами результатами. Если обнаружится совпадение выводов – сослаться на предыдущих авторов, если опиисанное ранее противоречит вашим данным – объяснить и обстоятельно обсудить эти различия.
    Всё сказанное выше касается любой научной работы, будь то профессиональное исследование или школьное упражнение. Именно соблюдение подобных требований составляет основу научного метода и делает науку совокупностью объективных знаний (а не мнений, веры и пр. легковесной ерунды). Именно эти принципы надо прививать детям в школе в попытках приобщить их к исследованиям.
    проф. А. Ф. Бочков
  • Шестаков Александр 21 сентября 2011, 20:31
    Семен, Вы не поняли, ссылку я дал не на свою работу, а на работу вообще неизвестных мне людей. Только та работа продатирована 2008 годом. А дал её для того, чтобы обратить внимание на то, что работа кадетов: Розова, Назарова и Битяева вообще не имеет своих результатов и по сути является плагиатом. В связи с чем, обращаясь к Administrator, хотелось бы попросить: проверяйте работы на авторство и достоверность.
  • Евдокия Малиновская 25 сентября 2011, 18:59
    Добрый день.
    Спасибо всем за критику и комментарии.
    Отдельное спасибо проф. А. Ф. Бочкову. Ваши рекомендации мы будем учитывать в дальнейшем.
    Большое спасибо администратору за заботу и тактичность.
    Наше учебное заведение это бюджетная школа, а не научная экспериментальная лаборатория и руководители детских исследовательских работ не имеют ученых степеней, поэтому мы нашу тему рассмотрели так узко. Но факт воздействия музыки на другие живые организмы мы описали.
    Цель нашей деятельности не делать новые научные открытия, а приоткрывать уже известные факты в науке и делать открытия для себя.
    Мы не преследуем корыстные цели (премии или публикации). Тема нашей работы возникла как сохранение жизнедеятельности кадет. Дети очень увлеклись "рок" музыкой. Затем жаловались на головную боль, слабость и т. д. Другие дети становились агрессивными и плаксивыми. Вот мы наглядно и показали – на что обрекают себя слушатели "рок" музыки.
    Таким же способом, проводя эксперименты на растениях, мы убеждали детей, что курить, ксвернословить, пробовать наркотические вещества опасно для здоровья.
    Анатолий, Вы правы, что слепой метод учитывать надо, но не надо слепо обвинять в краже чужих идей и унижать не известных Вам людей.
    Российская наука так широка и велика, что любая тема учебного исследования не нова и уже кем то изучена и описана.
    В нашем учебном заведении на таких, как Вы выразились, ненаучных экспериментах выросли дети, которые продолжили своё обучение в медицинской академии.
    Спасибо.
  • Евдокия Малиновская 26 сентября 2011, 17:46
    Про разные горшки – да, растение перед фотографирыванием пришлось пересадить в другой цветочный горшок–это наши бытовые неурядицы, о которых даже стыдно говорить.
  • Алексей 26 сентября 2011, 20:36
    6/IX–11 Уважаемые коллеги! Я отнюдь не подозреваю вас в преследовании каких–либо корыстных целей (к слову, научная публикация никакой корысти не приносит). Напротив, всячески приветствую привлечение детей к научной (или учебно–научной) деятельности – это чрезвычайно способствует их и интеллектульному, и этическому становлению – в науке (настоящей!) как правило работают люди не только профессионально интеллектуальные, но и высоко порядочные – не все, к сожалению, но большинство, определяющее лицо этого сообщества. Так что приобщение детей к такого рода работе, пусть поначалу и примитивой и не слишком грамотной, чрезвычайно полезно для их правильного воспитания. Во всяком случае, это неравненно лучше, чем религиозная, идеологическая и"патриотическая" (в коммунистическом духе) пропагандистская чепуха, которую со все сторон многие стараются преподносить и детям, и взрослым.
    Критику в моём комментарии воспринимайте, пожалуйста, как конструктивную, и уж никак не как "разнос".
    Между прочим, я думаю, что при планировании даже детской исследовательской работы надо иметь целью получения публикабельных результатов, а завершаться такое исследование должно научной публикацией (хоть в газете "Биология в школе" или журнале типа "Химия и жизнь"). При этом авторы узнают на практике каковы требования (содержательные, а не только формальные) к современной научной статье, а также поймут, что такое наука и чем она отличается от религии, идеологии, астрологии и прочей лже–науки. А в результате это будет для них первое серьёзное выступление в печати (не считая, конечно, таких публикаций, как письма в "Пионерскую правду" или "Комсомолку" и тому подобные опусы). Желаю всяческих успехов!
    С уважением проф. А. Ф. Бочков
  • Евдокия Малиновская 29 сентября 2011, 17:52
    Добрый день. Большое спасибо проф. А. Ф. Бочкову. Мы обязательно воспользуемся вашими советами.
  • 0lympian 15 октября 2011, 17:21
    > руководители детских исследовательских работ не имеют ученых степеней, поэтому мы нашу тему рассмотрели так узко.

    А руководителям для знания принципов проведения научных исследований и не нужны никакие "степени". Это все философия научного познания, курс которой должен быть в рамках высшего образования. У руководителей–то ВО должно быть, я надеюсь?
  • Шестаков Александр 17 октября 2011, 22:46
    Мне вообще смешно... какая исследовательская работа? Давайте я напишу, что мой ученик, Ваня Иванов, исследовал электрическую цепь "Последовательное соединение резисторов" с помощью измерительных приборов. Потом "Параллельное соединение", затем перейду на конденсаторы... на транзисторы. И что, по–вашему это исследовательская работа? На мой взгляд это просто проведение давно известных экспериментов для подтверждения на практике ранее полученных, при чем не вами, результатов. И не вводите в заблуждение своих учеников. А то когда они в университете узнают что такое наука по–настоящему, им будет трудно перестроится с вашего видения исследований на реальность.
  • Administrator 18 октября 2011, 06:39
    По моему, от обсуждения конкретной работы уже ушли в идеологию проведения исследовательских работ в школе. Все ошибки указаны, пожелания высказаны и приняты, тема завершена.

    Кто хочет обсудить идеологию исследований в школе – могу создать отдельную тему.
  • Павел К 25 октября 2011, 20:00
    На мой взгляд растение из опыта это сложный биологический объект, такой внешний фактор, как упорядоченные механические колебания (музыка), если и будет влиять, то не значительно. Скорее всего растение слабее развивалось от отсутствия влаги, света или тепла.
    Наиболее показательным был бы опыт на микроорганизмах, помещенных на одинаковые питательные среды, смею предположить, что эффект был бы обратным, т. к. более интенсивные механические колебания привели бы к большему расселению колоний микроорганизмов по чашке Петри, пропорционально приложенной энергии механических колебаний. В случае с растением, для формирования более упорядоченных структур отсутствие любой музыки было положительным фактором, для чистоты эксперимента предлагаю воспроизвести опыт повторно и не предвзято другим человеком.
  • Алексей 30 октября 2011, 10:03
    Согласен с Павлом К. Идея опыта на микроорганизмах дельная и интересная. А все такие опыты следует расширить, включив третью серию с использованием "белого шума" той же интенсивности.
    проф. А. Ф. Бочков
  • Алексей 7 ноября 2011, 05:43
    7/XI–91 Малиновской – Я очень рад, если оказался Вам чем–то полезным. Готов ещё чем–нибудь помочь – пожалуйста, обращайтесь напрямую.
    Желаю успехов!
    Проф. А. Ф. Бочков
  • Сергей 20 декабря 2011, 00:51
    Похожий опыт был в программе "Разрушители_легенд". Как сказала Википедия, это был "Выпуск 23" – Разговор с растением.
    Там проверялись небольшие теплицы, так что, можно сказать, выборка чуть больше, но вот результаты у них получились совсем другие (дет–метал – наибольшие побеги, классическая музыка – средние размеры, контрольные образцы, без музыки – минимальные размеры).
  • Татьяна Чарухина 15 января 2012, 19:12
    Александру Шестакову.
    (Мне вообще смешно... какая исследовательская работа? Давайте я напишу, что мой ученик, Ваня Иванов, исследовал электрическую цепь...)
    Это Вам Александр все известно, а ребенку в 4 – 6 классе многое не известно и не понятно. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, у него появляются элементарные навыки исследовательской работы. Вы не забывайте, что школа – это не институт. И польза от таких работ несомненно есть.

    Евдокии Малиновской.
    Мы провели подобную работу. В качестве объекта исследования мы взяли дрожжи. У нас получились схожие результаты. Дрожжи развивались в два раза быстрее при "прослушивании" Моцарта, по сравнению с теми, которые"слушали" рок, реп, Хип–хоп и другую популярную среде молодежи музыку.
  • Шестаков Александр 16 января 2012, 00:48
    Татьяне Чарухиной:
    Работа выполнена учениками 9–го класса. Я не забываю, что школа – не институт. Я педагог дополнительного образования. Посмотрите с кем я работаю и как работаю:
    http://vkontakte.ru/feed#/club19850795
    http://vkontakte.ru/feed#/album62326288_117435042
    http://vkontakte.ru/feed#/id62326288

    С уважением, педагог–новатор Российской научно–социальной программы "Шаг в будущее" Шестаков А.А.
  • Андрей 6 октября 2012, 18:50
    Что-то мне подсказывает, что это не рок, а нойз был, у меня комната с растениями под дэт метал очень хорошо процветает, жизнь прям кипит.
  • Эльвира 5 декабря 2012, 13:35
    Вы молодцы. Взяли интересную тему для исследования, а главное полезную. Я надеюсь, что в дальнейшем вы все же займетесь продолжением исследования этой темы, но уже учитывая все предложения и критику. Удачи вам! Дерзайте!
  • Владислав Битяев 7 октября 2013, 15:42
    Я автор данной работы и яхотелбы добавить, что растение под №2 спустя уже более 2-х лет так и не может расти хорошо... Даже создается ощущение, что он погибает медлено...
  • Малиновская Евдокия 9 октября 2013, 19:30
    Владислав спасибо за поддержку. Мы сделали очень интересную работу для наших условий труда. Для нас это было реальное открытие. В этом году мы исследуем свойства алоэ.Про это растение известно много и мало.Я хочу обратится к читателям нашей работы.Огромное спасибо Шестакову Александру. Школа это не институт. У нас всего 3 микроскопа Лабораторное оборудование- один комплект для демонстрации. Желание работать есть- средств не хватает.Мы ждали с нетерпением день моей зарплаты, чтобы часть ее потратить на цветочные горшки. В магазине одинаковых горшков нужного количества не нашлось. Поэтому один горшок немного другой. Сытый голодному не товарищ.Не учите жить, а помогите материально.
    Спасибо, что не оставили без внимания наш труд.Столько споров..... А вот отбивать желание работать не надо - это я вам Татьяна Чарухина.(Давайте я напишу, что мой ученик, Ваня Иванов, исследовал электрическую цепь...), а вы попробуйте исследовать не саму цепь, а её воздействие на живые организмы и узнаете почему в населённых пунктах под ЛЭП раковые заболевания не редкость. Высокой медицине это известно, а вот ребенок сделает открытие. И найдет причину болезни своей бабушки, которой до медицины не добраться- у них в поселке даже земского врача нет. Спасибо.
  • Константин 22 ноября 2013, 23:42
    Все сказанное верно.Пригшлашаю к моему открытию "Музыкальный геном - музыкальный И-цзин",сделанному еще в 2002 году. Все на сайте www.magicalmusic.jimdo.com там же верификация результатов воздействия музыки.
    Что касается рок-музыки,упомянутой автором работы. Рок многолик. Не ясно,какое направление рока имелось автором в виду? А какой жанр? А какая группа? Заключение сделано огульно,исследований мало (а то и вовсе одно),статистики никакой. Поэтому,есть прецендент для оппонентов. В частности,я,как доктор альтернативной медицины в музыкотерапии (IBAM, Индия), заявляю, что,например,стиль трэш,дез - однозначно деструктивны. Немало вещей у группы Роллинг Стоунз, воздействующих неоднозначно. А вот рок-баллады,например,как жанр,не могут воздействовать деструктивно.С другой стороны,быстрые и энергичные,ритмичные рок-пьесы относятся к батмотопному разделу МТ и они тоже нужны,как нужны и марши (а ведь под марши не поспишь). Ну,так,вот. Всем здравия и удачи.
  • антон 16 июня 2014, 05:41
    Administrator,   я всю жизнь слушаю рок и выращиваю растения и всё с ними абсолютно нормально. а вот у моей мамы они всегда дохнут. дело не в музыке, а в своих собственных талантах. умеешь ухаживать - они будут расти, не умеешь - зачахнут!
  • Плехова Галина(Дубинина) 22 августа 2014, 05:44
    Евдокия Малиновская,   здравствуйте Евдокия Андреевна.Пожалуйста,свяжитесь со мной.
  • Валерий 26 февраля 2015, 14:08
    Есть и множество других точек зрения. Независимые эксперименты показывают (никогда бы не предположил!), что, чем громче звуки, окружающие растения, тем обильнее урожай. Одно из таких исследований было проведено на известном телешоу "Разрушители легенд", 23 серия. Там выиграл рок, причем со значительным перевесом. Другим растениям включали классику, человеческую речь... Была и контрольная камера, в которой была тишина. В ней урожай был наименьший.
  • Евдокия 13 марта 2015, 14:18
    Спасибо всем за обсуждение этой работы. Конкретно обращаюсь к Дубининой (Плеховой Галине). Родная моя Галочка! Рада тебя услышать. Вот мой адрес( malinaea@mail.ru ) Я поздно тебя заметила в обсуждениях. НЕ часто это читаю. Думаю,что критикуют чаще те, кто сам ничего не делает или не знает, что есть такие школы, где нет интернета и компьютер один на три этажа.Галочка, напиши мне-я помню все, что что связано с тобой.
  • Эльза Алая :) 5 декабря 2015, 17:29
    Я взяла информацию для реферата по биологии. Спасибо, помогло smile
  • Какой бы ник выбрать на этот раз 27 сентября 2016, 05:38
    А если исполнить классическую музыку в рок-варианте/интерпретация, с электро-гитарами и т.д., ,
    оставив всю основу, гармонию, ничего (сильно) не меняя, а по сути просто добавив силу (не агрессивность)и красочность звучанию, какой тогда будет эффект? Вообще, хотелось бы добавить, что многая рок-музыка (какая-то в большей, какая-то в меньшей степени) - это действительно своего рода яд. А у яда, как известно, может быть двойственное свойство: он может лечить, а может и убить. И то, что лекарство для одного, для другого будет ядом, если не перманентно, то по крайней мере на данный момент. Всё очень индивидуально. Но вообще всё это можно спроецировать на многие вещи, не обязательно музыку, но и фильмы, книги и даже просто на какие-то обстоятельства. И всё-таки человек - это не просто живой организм, чисто с биологической точки зрения, а нечто большее. Ну это если конечно вы верить в такие вещи, как душа и т.д. Поэтому, я бы сказал, что всё прежде всего зависит от самого человека и от его изначального подхода к чему-либо...
Ваш комментарий
 
Кому:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Комментарий:
 
  гостевые комментарии проверяются модератором